Динамика веры


Динамика веры
        «ДИНАМИКА ВЕРЫ» — произведение немецко-американского теолога, философа Пауля Тиллиха (Tillich P. Dynamics of faith. N. Y, 1957; рус. пер.: М., 1995). По степени значимости и влияния на умы оно стоит в одном ряду с такими известнейшими сочинениями Тиллиха, как «Систематическая теология» (1951—1963) и «Мужество быть» (1952).
        В «Д. в.» Тиллих подвел итог своему личному жизненному опыту и опыту западной цивилизации, прошедшей через Первую и Вторую мировые войны, нацизм, катастрофы гуманизма и кризис христианства. Вопреки широко распространенным пессимистическим настроениям и идеям «конца истории», Тиллих предлагает оптимистический проект жизнеустройства, в основе которого лежит обретение истинной, универсальной веры и возрождение подлинной религиозности. В свете этого проекта небезнадежна и судьба христианства, которому многие мыслители 20 в. пророчили скорую смерть: в силу своей универсальности христианство способно быть «великой религией» человечества, но для выполнения своей миссии ему необходима «радикальная самокритика».
        В «Д. в .» глубоко переосмыслены не только духовный опыт личности западного типа и в целом исторический опыт западной цивилизации, но также итоги интеллектуального развития западной культуры, в особенности — потенциал экзистенциализма, психоанализа, прагматизма и естественнонаучных концепций. Тиллих как представитель либерального протестантизма и как мыслитель, высоко ценивший право на свободное рациональное постижение реальности, далек от третирования секулярных философских и естественнонаучных теорий. Он признает важность этих теорий, расширивших границы познания окружающей реальности и углубивших понимание внутреннего мира человека вплоть до выявления «бессознательного измерения нашего бытия». Однако эпоха господства науки способствовала «массовому отчуждению от религии», что вкупе с влиянием интеллектуальных новаций и теологических изощрений привело к массовому искажению смысла веры. В итоге вера в том понимании, которое свойственно массовому сознанию, скорее способна «стать причиной заболевания, чем выздоровления».
        В своем истинном смысле вера, по Тиллиху, — это «состояние предельной заинтересованности», это «предельный интерес», «предельная захваченность». Будучи важнейшим «актом человеческой души», она включает в свою структуру бессознательные компоненты душевной жизни, сознательные (когнитивные) акты, волевое начало и эмоциональные («экстатические») элементы — она «есть единство всех элементов в центрированном Я». Однако вера не является выражением только психической жизни человека; вера — «это акт, в котором трансцендируются как рациональные, так и внерациональные элементы его бытия». В вере раскрывается способность человека «трансцендировать поток повседневной жизни, полной относительного и преходящего опыта». Основой этого совершенно особого свойства веры является то, что, в отличие от всех других актов душевной жизни, она направлена на бесконечную, абсолютную реальность, существующую вне человека как конечного существа и вне окружающего мира как конечного бытия; в свою очередь, эта трансцендентная реальность небезучастна к человеческой «страсти к бесконечному» — предельное бытие открывается человеку, захваченному предельным интересом, т.е. верой.
        Тиллих не настаивает на том, чтобы называть эту реальность «Богом» или «каким-нибудь богом»; он считает достаточным указать на ее главные качества — безусловность и предельность. Таким образом, вера — «это акт конечного существа, которое захвачено бесконечным и обращено к нему». Понятая в таком смысле, вера отнюдь не противостоит разуму, знанию и не пребывает в конфликте с наукой. «Измерение веры — это не измерение науки, истории или психологии», ведь когнитивная интенция веры обращена в область трансцендентного и связана с реализацией экзистенциальных проблем бытия человека. Поэтому «наука способна противоречить только науке, а вера — только вере». Сформулировав этот фундаментальный для диалога теологии и науки принцип, Тиллих вскрыл значимые для западной цивилизации 20 в. противоречия между типами веры. Драматические коллизии духовной жизни индивидов и обществ Тиллих во многом объяснял конфликтом между истинной верой как «страстью» к бесконечному и искаженными видами веры, в которых бесконечная реальность подменена конечными ценностями — напр., нацией или мирским успехом. Такого рода «идолопоклоннические» виды веры лежат в основе «квазирелигий».
        Идеи «Д. в.» в немалой степени предопределили направленность современного диалога науки и религии, решение проблемы взаимоотношений религиозно-философского, теологического наследия и новых философских систем, понимание природы квазирелигиозности и многое другое.
        А.П. Забияко

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1383
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “В ЧЕМ МОЯ ВЕРА?”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА И ВЕРЫ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА И ВЕРЫ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Афанасьевский символ веры
  • вера в теории познания и философии науки
  • гармонии веры и разума теория
  • десять ступеней веры
  • красота как методологический принцип познания
  • Модель веры в здоровье
  • Община Единой Веры (Виссарионовцы, Община ""Источник"", Церковь Последнего Завета)
  • Объединенный Евразийский Союз Христиан Веры Евангельской
  • СИМВОЛ ВЕРЫ
  • СИМВОЛ ВЕРЫ
  • Символ веры
  • Символ веры
  • СИМВОЛЫ ВЕРЫ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТИЛЛИХ
  • Тиллих Пауль / Tillich, Paul
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • ФИЛОСОФИЯ ВЕРЫ
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • Христововеры (Последователи Христовой Веры, Хлысты)
  • шастра о пробуждении веры в махаяну
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь