Дао физики


Дао физики
        «ДАО ФИЗИКИ» — книга австрийского физика-теоретика Фритьофа Капры (1976; рус. пер.: СПб., 1994). Книга состоит из 18 глав и эпилога. Основная идея автора заключается в выявлении параллелей между эпистемологическими основаниями современной физики (а также биологии, психологии и др. наук) и мистическими религиозными учениями — индуизмом, буддизмом и даосизмом. Современная физика, по его мнению, предлагает тип мировосприятия, во многом схожий с интуитивно-созерцательным подходом, характерным для духовных и философских учений Востока. Основу аргументации Капры составляют положения восточных учений, авторитетные высказывания творцов квантовой теории (Бора, Оппенгеймера, Гейзенберга), интерпретации исследователей восточных культов (Судзуки).
        За прошедшие с момента издания годы книга переведена на многие языки и по сей день активно обсуждается на страницах научно-популярных изданий и интернет-форумов — эзотерических, медитационных, синергетических, атеистических, историко-научных. Оценки работы варьируются от полного неприятия как образ эзотерической, теософской литературы до восторженных отзывов, в том числе со стороны специалистов из различных областей знания — религиоведов, востоковедов, физиков, философов.
        По мнению Капры, согласно современной квантовой электродинамике, как и учениям Востока, все предметы обладают текучим, изменчивым характером. И в том и в другом случае отрицается представление классической физики о том, что мир можно разложить на самостоятельные, не зависящие друг от друга части. Практически во всех восточных учениях проводится созвучная современному научному мировоззрению мысль, что мир состоит не из вещей, а из процессов. Приоритет целостного видения мира подкрепляется в работе положениями индуистов («Брахман»), буддистов («Дхармакайя» или «Татхата» — «таковость») и даосов — «Дао». Отказ современной науки от классических идеалов достижения конечного и исчерпывающего знания о мире Капра сближает с традиционным даоским недоверием к аналитическому мышлению. Наше познание остается в значительной мере иррациональным и интуитивным. Подобно тому как «человеческий рассудок не может постичь Дао», нельзя рассудочным способом постичь большинство из описываемых в современной физике квантовых эффектов. Выдвижение в восточных учениях на первый план единства объекта и субъекта сближает их с ситуацией в квантовой физике, где также нельзя избавиться от наблюдателя.
        Параллели между положениями современной физики и восточных философий подкрепляются парадоксальностью как фундаментальным онтологическим свойством, в равной степени присущим как устройству самого мира, так и человеческому сознанию. Отдельные научные понятия, которые с трудом поддаются раскрытию в терминах обычного языка, интерпретируются Капрой с помощью учений восточных мистиков. Он усматривает явное сходство между представлениями о материи в виде образа космического танца бога Шивы и определенными аспектами квантово-полевой теории современной физики. В этом же ряду обнаруживаются параллели: физического вакуума — с Пустотой; образа периодически расширяющейся и сокращающейся Вселенной — с трактовками мирообразования в древней индийской мифологии; квантово-волнового дуализма — с индийскими понятиями «нада» и «бинду»; искривленного пространства — с «волосами Шивы»; гипотезы бутстрапа (от англ. bootstrap — шнуровка) в андронной физике — с притчей о нитке жемчуга Индры из «Махаяны» («первой бутстрап-моделью, порожденной вопрошающим человеческим разумом за 2500 лет до начала ядерной физики») и т.д.
        Современное понимание мира, считает Капра, все больше сдвигается в сторону парадоксального и интуитивного: оно синтетичное и интровертное, холистическое и антиредукционистское. Наука все дальше уходит от эпистемологических идеалов классической эпохи и сближается с образами восточных духовных учений. В силу этого знание о мире, построенное на достижениях современной физики, сравнивается Капрой с поэзией: «это поэзия и в то же время — наука».
        Интерес к «Дао физики» у массового читателя вызван ростом популярности эзотерических восточных учений в мире во второй половине 20 в. Современная наука лишь частично сохранила за собой выполнение той задачи, которая предписывалась ей в эпоху Просвещения, когда ее достижения становились одновременно основой и критики религиозного мистицизма, и утверждения торжества рационального мышления. Наука ныне не только расширила сферу необъяснимого, но и существенно усложнилась, стала во многом закрытой и непрозрачной областью знания, доступ к которому предполагает длительное специальное образование. В книге Капры, написанной доступным языком, без использования математического аппарата и сложной научной терминологии, предпринимается попытка осуществить движение в противоположном направлении — передать достижения современной науки средствами религиозной мистики, а также подвергнуть критике те рациональные основы мышления, которые привели к этим достижениям. В результате работа пополнила список массовой литературы, имеющей к реальной науке лишь отдаленное отношение, как одна из виртуозно выполненных ее религиозно-мистических интерпретаций.
        Е.Н. Ивахненко

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1352
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • дао
  • Дао
  • ДАО
  • ДАО
  • ДАО
  • ДАО И ДЭ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • знание-как и знание-что
  • Логика современной физики
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Монография как жанр научной литературы
  • Наука и социология знания
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • представление как репрезентация
  • Проблема социальной физики в XVII столетии
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПАРАДИГМ
  • философия физики
  • Философские основания физики: введение в философию науки
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь