воображаемая логика


воображаемая логика
        ВООБРАЖАЕМАЯ ЛОГИКА — логика, разработанная русским философом и логиком Н.А. Васильевым (1880—1940) путем отказа от законов исключенного третьего и (не)противоречия. Впервые центральные пункты этой логики были изложены Васильевым в лекции, прочитанной 18 мая 1910. Фактически все свои логические идеи он изложил в нескольких статьях, опубликованных в 1910—1913.
        Васильев замечает, что уже в логике 19 в. чувствуется глухая оппозиция против традиционного деления суждений по количеству на общие, частные и единичные. Все попытки усовершенствовать это деление выливались лишь в придание ему новой формы. Камень преткновения между тем лежал, согласно Васильеву, в истолковании частных суждений. Он показывает, что фактически частные суждения относительно понятий («правил») суть общие, а вот суждения относительно вещей подчиняются обычному делению. Суждения о понятиях и суждения о вещах требуют различной логики.
        Для суждений о вещах остается справедливым закон исключенного третьего; для суждений же о понятиях необходим закон исключенного четвертого. Поэтому закон исключенного третьего должен быть удален из «скрижали законов мысли»; это же касается и закона (не)противоречия, считал Васильев. Он показал, что и без этих законов получаются «вполне стройные и замкнутые» логические системы, т.е. Аристотелева логика является одной из возможных, равно «истинных» логик, а воображаемая логика построена «методом Лобачевского», как бы методом отбрасывания некоторых аксиом.
        Тем не менее Васильев доказывал, что законы Аристотелевой логики обладают глубоким смыслом как эмпирические обобщения и сохраняют свою силу в логике «земных» вещей. По его убеждению, в нашем мире допустимы только «положительные» ощущения, что дает нам возможность различать противоположные качества и иметь два качественно различных типа суждений — утвердительные и отрицательные. Если же вообразить мир, в котором возможны не только «положительные», но и «отрицательные» ощущения, то такой мир потребует уже иной логики и введения новых классов суждений. Подобно тому как евклидова геометрия имеет эмпирическое обоснование в чувственно «очевидном», казалось бы, пятом постулате, так и логика получает свое эмпирическое обоснование в законе (не)противоречия. Если отбросить этот закон, то наряду с утвердительными и отрицательными суждениями можно ввести еще один, отличный от упомянутых вид суждения, который Васильев назвал индифферентным (вида «А есть и не есть В»). Для логики, которая оперировала бы тремя видами суждений, нужен уже не закон исключенного третьего, а закон исключенного четвертого. По мере «усложнения» устройства «воображаемых» миров усложняется и логика, которая может быть не только двух «измерений» (как аристотелева), но, вообще говоря, любого количества измерений. Однако не все логические законы представляют собой эмпирические обобщения («материальный» аспект логики). В любой логике имеются законы, делающие возможным само рассуждение («формальный» аспект логики). Разграничение «формального» и «материального» аспектов в логике предполагает разграничение двух формулировок закона (не)противоречия. Одно дело, когда закон (не)противоречия запрещает одновременное существование двух несовместимых признаков предмета, а другое — когда он гласит, что одно и то же суждение не может одновременно быть и истинным и ложным. Первое можно отбросить, как это и делается в В. л., а второе сохраняет силу для любой мыслимой логической системы. Второе Васильев предложил назвать законом абсолютного разграничения истины и лжи, или законом несамопротиворечия. Минимум логических законов, необходимых для логического рассуждения, слагает металогику — науку о структурах, общих для всех мыслимых логик.
        Принято считать, что в В. л. были заложены идеи и принципы, оказавшиеся в фундаменте ряда современных неклассических логик — паранепротиворечивой (Н. да Коста), многозначной (Л. Хвистек, А.И. Мальцев), многомерной (В.А. Смирнов), интуиционистской (Н.Н. Лузин).
        В.А. Бажанов
        Лит.: Васильев Н.А. Воображаемая логика. М., 1989; Бажанов В.А. Николай Александрович Васильев (1880—1940). М., 1988; Смирнов В.А. Логические взгляды Н. А. Васильева // Очерки по истории логики в России. М, 1962; Priest G. Vasiliev and Imaginary Logic // History and Philosophy of Logic. 2000. Vol. 21. № LP. 135—146.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 889
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ВАСИЛЬЕВ
  • васильев
  • ВАСИЛЬЕВ Николай Александрович
  • Закон «все или ничего» (all-or-none law)
  • ЗАКОН ИСКЛЮЧЁННОГО ТРЕТЬЕГО
  • закон исключенного третьего
  • ЗАКОН КАТЕГОРИАЛЬНОГО СУЖДЕНИЯ
  • закон логики
  • ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • закон противоречия
  • знание-как и знание-что
  • исключенного третьего закон
  • исключенного третьего закон
  • ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО ЗАКОН
  • История как проблема логики
  • логика (формальная логика)
  • логика научного познания (логика науки)
  • Наука логики
  • неклассические логики
  • НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ЛОГИКИ
  • ПРИНЦИП ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО
  • ПРОТИВОРЕЧИЯ ЗАКОН
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Сумма логики
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • умозаключения из суждений с отношениями
  • формальная логика или логика
  • Что значит быть летучей мышью?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь