АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ПСИХОТЕРАПИИ


АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ПСИХОТЕРАПИИ

        Аудиовизуальные технические системы обеспечивают запись или воспроизведение одновременно звуковых и зрительных образов. С их помощью визуальные сообщения в контексте музыкального или речевого сопровождения предъявляются на экране (проекционном или электронном). В качестве аудиовизуальных технических средств рассматривают современные киноустановки, теле- и видеосистемы. Видеотехника, по сравнению с другими аудиовизуальными средствами, обладает рядом преимуществ: 1) относительной простотой в эксплуатации и высокой степенью надежности; 2) возможностью многократно использовать одну и ту же пленку (исходную матрицу) для видеозаписи; 3) возможностью изменять в значительном диапазоне (увеличивая или замедляя) скорость воспроизведения аудиовизуальных сообщений; 4) относительной простотой электронного монтажа видеозаписей.
        В последние десятилетия, в связи с развитием психотерапии и расширением сферы ее применения при лечении больных с различными заболеваниями, прежде всего нервно-психическими и психосоматическими, все острее встает проблема повышения интенсивности, экономичности и эффективности психотерапевтических воздействий, а также проблема подготовки квалифицированных специалистов в этой области. Совершенствование аудиовизуальных технических средств создает новые возможности для решения этих задач (Кульгавин Л. М., 1992; Подсадный С. А., 1994). В психотерапии видеосистемы используются в двух основных направлениях: в процессе индивидуальной и групповой психотерапии и при подготовке психотерапевтов (видеотренинг, создание учебных фильмов по различным методам психотерапии и др.). Видеотехника в психотерапии призвана помочь психотерапевту управлять познавательными процессами больных, направленно и последовательно формировать у них специальные умственные навыки, необходимые для лучшего усвоения и эффективного применения в реальных условиях новых моделей адаптивного поведения.
        Психотерапевтический процесс с применением видеотехники основывается на двух положениях: 1) психотерапия — специфический информационный процесс, многоуровневый и двусторонний (от психотерапевта к пациенту и наоборот); психотерапевт не просто передает больным информацию, но конструирует свои высказывания и оптимизирует условия для распознавания содержащегося в них смысла; 2) анализ процесса психотерапии требует психологического подхода: во-первых, необходимо учитывать характер преобразования лечебной информации на уровне психических процессов, и, во-вторых, лечебные факторы в значительной мере детерминируются активностью механизмов познавательных процессов. Границы возможностей применения видеотехники в психотерапии раскрывают 3 основных метода демонстрации видеозаписей: информационно-рецептивный, репродуктивный и проблемного изложения.
        Информационно-рецептивный метод облегчает пассивное распознавание в качестве регуляторов межличностных отношений социальных стереотипов (ролей, норм или «штампов») данного общества. Информация об окружающей социальной среде предлагается в уже готовом виде и призвана влиять на поведение индивида, управлять им. Интериоризация пациентами подобных шаблонов взаимодействия характеризует наличие у них низшего уровня эндопсихики (по А. Ф. Лазурскому). Перцептивные способности человека ограничивают скорость усвоения социально детерминированной информации и индивидуальную чувствительность к ней; все многообразие внешней среды он воспринимает и распознает лишь в объеме своих перцептивных способностей. Чем интенсивнее поток информации, тем вероятнее высокая степень искажения ее первоначального смысла. Неспособность больных быстро и конструктивно разрешать психологические проблемы или видеть их одновременно с разных сторон относят к числу основных характеристик при неврозах. Выход из невротического конфликта требует от больных навыков аналитического подхода к проблемным ситуациям. Информационно-рецептивным методом у пациентов формируют необходимые способности к аналитическому прочтению объективно трудных для подавляющего большинства людей ситуаций. Информационно-рецептивный метод особенно сочетается с пассивной видеообратной связью, основание для которой — исходная («чистая») информация без дополнительного структурирования ее разнообразными способами (комментариями психотерапевта, изменением скорости просмотра аудиовизуальных сообщений, естественной хронологией событий в них) или спецэффектами от использования видеотехники. Количество предъявляемой информации легко регулируется продолжительностью видеообратной связи, а качественные характеристики ее регламентируются отобранными видеосюжетами или вариантами сконструированного из них видеоряда. Но креативные способности больных остаются при этом практически невостребованными.
        Репродуктивный метод, по сравнению с информационно-рецептивным, допускает более активную обработку информации. Опора на прошлый опыт облегчает субъекту формирование познавательного отношения к содержанию фрагмента видеозаписи, порождает операционный смысл знания о нем, что, по сути, и есть процесс понимания. Понимание опосредует процесс получения знания, наделяет его смыслом. Фрагменты структуры личностного знания индивид переживает как некую ценностную норму, субъективно значимую ситуацию — образец, с которым следует сравнивать предметное содержание непонимаемого знания. Установление связей осуществляется посредством догадок, выводов и т. д. При репродуктивном методе положительно оцененные ситуации и действия — основа приобретения новых знаний о мире. Репродуктивный метод, по сравнению с информационно-рецептивным, ориентирован на более активное использование креативных возможностей больных. Этим методом легко выявляются индивиды, способные к более дифференцированной интерпретации сложной информации, успешнее приспосабливающиеся к меняющимся условиям социальной среды, что обусловливается у них достаточно выраженной конформностью. Такие пациенты — носители второго уровня эндопсихики (по А. Ф. Лазурскому). При репродуктивном методе предпочтительными являются активная видеообратная связь и самомоделирование. Предъявление видеозаписей репродуктивным методом интенсифицирует психотерапевтический процесс в основном за счет увеличения кратности сопоставления собственно ценностных образцов с предъявляемыми фрагментами наиболее адаптивного поведения.
        Методом проблемного изложения, в сравнении с информационно-рецептивным и репродуктивным, в наибольшей степени актуализируют познавательные способности больных. Это достигается использованием аудиовизуальных сообщений, составленных из наиболее противоречивой, спорной или в высокой степени неопределенной информации о намерениях, действиях и ситуациях; пациенты их оценивают, делают выводы и принимают решения. Благодаря исследованию скрытых мотивов поведения других людей в продемонстрированных эпизодах у больных открываются возможности для распознавания психологических механизмов невротических конфликтов (интрапсихического напряжения в интерперсональных отношениях). Описание результатов наблюдения в доступной пациентам форме отражает достигнутый на этапе психотерапии уровень понимания ими проблемной ситуации, глубину ее осознания и переработки. Длительный и обстоятельный анализ первичной информации, не всегда строго и последовательно аргументированные умозаключения больных приводят к заметному умственному напряжению в подобных ситуациях. Пациентам, наблюдающим самих себя в предъявленных для обсуждения эпизодах, также предлагается принять участие в анализе собственного поведения. Использование принципа проблемности в процессе демонстрации видеозаписей диктует необходимость активного отбора психотерапевтом проблемных эпизодов (из исходного материала). В последующем из проблемных ситуаций, распределенных по категориям сложности, с учетом конкретных задач психотерапии конструируют специальные «длинники», или новую реальность. Использование первичной информации в проблемном изложении провоцирует у многих пациентов с недостаточно развитыми креативными способностями чрезмерное напряжение познавательных процессов, что осложняет всесторонний анализ трудных ситуаций и конструктивное совладание с ними. Последнее необходимо учитывать особенно психотерапевтам, применяющим метод проблемного изложения в сочетании с другими возможностями информационной техники, так как от пациентов в случае перегрузки их видеообратной связью следует ожидать эмоционально-шоковых реакций или «видеошока», а это заметно снижает эффективность психотерапевтического воздействия.
        Внедрение видеотехники в психотерапевтический процесс значительно расширяет границы использования различных методов и создает необходимые предпосылки для развития интегративных подходов в психотерапии. Пациенты, во многих случаях впервые, получают возможность объективно наблюдать собственное поведение, анализировать скрытые причины своих переживаний и поступков без искажающего влияния других пациентов или психотерапевта. Различия в характере применения видеотехники определяются лишь сочетанием основных вариантов видеообратной связи и моделирования (самомоделирования) поведения с учетом разных этапов и методов психотерапии, а также их основными мишенями. Современная видеотехника совместима с компьютерными системами и в сочетании с ними образует видеокомпьютерные комплексы (видеокомпьютеры). Видеокомпьютеры позволяют конструировать так называемую третью реальность, в которой на основании уже имеющейся информации наглядно представлены различные ситуации из будущего или по сохранившимся элементам восстановлена давно утраченная информация. Третья реальность (создаваемая посредством компьютерных систем), или виртуальное пространство, — это наглядные картины ожидаемых (прогнозируемых) результатов лечения по каждому больному уже в самом начале психотерапии и, следовательно, возможность своевременно произвести в ней необходимые коррективы и проверить ее результативность путем моделирования.
        Можно полагать, что в недалеком будущем от активного применения видеотехники психотерапевтами-профессионалами, от умения использовать новые информационные технологии во многом будет зависеть дальнейшее развитие теории и практики психотерапии.
        См. также ВИДЕООБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ПСИХОТЕРАПИИ, САМОМОДЕЛИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ВИДЕОЗАПИСИ.


Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. . 2000.


Просмотров: 1992
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психотерапевтическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • Буля методика психотерапии
  • Бурно метод психотерапии
  • ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • ВИДЕООБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ПСИХОТЕРАПИИ
  • ЗНАЧЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ТРАНСКУЛЬТУРНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • Иванова метод активирующей психотерапии
  • ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ПСИХОТЕРАПИИ
  • Келли метод ролевой психотерапии
  • КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ
  • Куэ метод психотерапии
  • МЕТААНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ ГРАВЕ
  • МЕТОДИКА ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ТРЕНИНГОВОГО ОБУЧЕНИЯ «ТЕПЛЫЕ КЛЮЧИ» ЭЙДЕМИЛЛЕРА И ВОВКА
  • МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • МОТИВАЦИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПСИХОТЕРАПИИ
  • ОБЩИЕ ФАКТОРЫ ПСИХОТЕРАПИИ
  • ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ
  • СНОВИДЕНИЯ И РАБОТА С НИМИ В ПСИХОТЕРАПИИ
  • Современные методы психотерапии (current psychotherapies)
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ФАКТОРЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ЦИКЛ ПСИХОТЕРАПИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь