Психиатрическая социальная работа (psychiatric social work)


Социальная работа представляет собой сложную, многообразную и неск. аморфную профессию. Разнообразие задач, решаемых соц. работниками, предполагает наличие столь же разнородной базы знаний, куда относятся сведения из практически всех соц. и поведенческих дисциплин.

Определение

Психиатрические соц. работники заняты в учреждениях психиатрического здравоохранения, обычно имеют диплом соц. работника и яв-ся специалистами по соц. терапии (работа с отдельными людьми, семьями и малыми группами). Их подготовка обеспечивает им получение следующих знаний и навыков.

1. Понимание общечеловеческих потребностей клиентов вне зависимости от ситуаций, в к-рых они находятся, и проблем, с к-рыми они сталкиваются.

2. Знания об эффективности систем оказания помощи и тех систем, в к-рых клиент взаимодействует с их элементами.

3. Знания о многообразии культур.

4. Знания о жизненной среде в том аспекте, к-рый касается ее воздействий на индивидуума, и ее изменения.

5. Знания о политике соц. обеспечения, программах, ресурсах и их получении.

6. Приверженность интересам малоимущих слоев населения.

7. Навыки вмешательства в широком спектре проблем, ситуаций и клиентов.

8. Навыки проведения научных исслед.

В 1974 г. 17% профессиональных кадров в стационарном, внебольничном, частном и общественном секторах психиатрического здравоохранения были соц. работниками. В отличие от них, психиатры и психологи представляли собой соответственно 14 и 11% персонала, занятого полный рабочий день. В рамках этих учреждений наименьший процент соц. работников занят в частных психиатрических больницах (3%), а наибольший — во внебольничных клиниках (26%). Исходя из того, что структура штатов учреждения адекватно отражает обслуживание больных, соц. работники оказывают больше услуг здравоохранению, чем психиатры и психологи.

Годы становления соц. работы включают неск. направлений, остающихся частью этой профессии. Среди них — озабоченность базисной нуждой людей в выживании, напряжение между консультированием и соц. реформой, озабоченность проблемами семьи, жилищными условиями малообеспеченных слоев населения и конфликтующие традиции сбора информ., соц. контроля и юридической защиты клиентов. Эти различные потребности вызывают затруднения в определении профессии, в особенности у преподавателей, пытающихся оптимальным образом определить содержание учеб. программ. Поскольку соц. работа альтруистична по своей природе и поскольку соц. проблемы не исчезают, а изменяются в зависимости от экономических и политических условий в стране, по всей вероятности, напряжения будут сохраняться. Возможно, эти напряжения яв-ся функциональными в том отношении, что их постоянное и параллельное существование позволяет определенным позициям добиваться доминирующего положения в зависимости от наличия запроса на них.

Подходы к вмешательствам

В 60-е гг. начались исслед. эффективности соц. работы и результаты оказались разочаровывающими. Недавно интерес к гражд. правам и проблемам малоимущих снова начал расти. В результате все больше соц. работников обращают свое внимание на соц. реформу; клинические соц. работники начали развивать, испытывать и использовать иные подходы по сравнению с доминировавшими тогда психоаналитическими.

Психосоциальное ведение больного часто определяется как диагностический подход. Он характеризуется довольно длинным этапом обследования, во время к-рого собираются факты с целью составления психосоциальной истории болезни. Целью этого яв-ся понимание природы и динамики личности клиента. Внимание уделяется окружению и сложившимся бытовым условиям клиента, что, впрочем, характерно для большинства подходов, развитых соц. работниками.

Функциональная модель практики была разработана в 30-е гг. В рамках этого подхода психосоциальное ведение больного рассматривается как процесс предоставления специфических соц. услуг в контексте отношений сотрудничества. Внимание уделяется всем аспектам процесса помощи, в особенности его установлению, поддержанию и окончанию. Функцией помогающих яв-ся определение содержания работы, обследование или диагноз соотносятся с использованием услуг клиентами. Функциональный подход применяется очень небольшим процентом соц. работников, но мн. из его принципов оказали влияние на научное развитие этой области.

Проблемно-решающий подход к соц. работе возник в конце 50-х гг. Различия между ним и психосоциальным подходом граничили в то время с ересью. Четырьмя осн. понятиями в рамках этого подхода яв-ся личность, проблема, процесс и место. Процесс означает то, что происходит между соц. работником и клиентом, а место — агентство, в к-ром предлагается помощь. Акцент на последних трех параметрах отличает этот подход от психосоциального. Иными словами, в большей степени придается важность навыкам приспособительного поведения индивидуума.

Проблемно-ориентированная соц. работа представляет собой разновидность проблемно-решающего подхода. Здесь фокус внимания смещается с клиента на его проблему. Целевая проблема или проблемы, требующие решения, идентифицируются клиентом, а не выявляются соц. работником на основе оценки. Обследование сосредоточено на проблеме — условиях и частоте ее возникновения, длительности или тяжести, — а не на личности. Этот подход яв-ся планируемым и краткосрочным. Вмешательство нацелено на то, чтобы помочь клиенту включиться в деятельность или задания, направленные на решение или устранение целевой проблемы.

Появился ряд подходов, осн. на теории систем. Легкость, с к-рой была принята эта система взглядов, несомненно обусловлена предлагаемой ею возможностью концептуализации окружающей среды. При этих подходах обследование состоит в изучении различных перекрывающих друг друга систем, к-рые могут вызывать или поддерживать проблемы. Эти подходы помогают сформулировать вопросы о том, в ком или в чем должны быть достигнуты изменения и кто должен этого добиваться.

Недавно возникшая экологическая перспектива представляет собой вариант системного подхода. Здесь осн. акцент ставится на недостаточной реципрокности взаимодействия между индивидуумом и окружающей средой. Поддерживаются адаптивные навыки клиентов и облегчается давление со стороны соц. окружения. Одна из важных черт, характерных для экологического подхода, — признание того, что большинство проблем не яв-ся результатом только индивидуальных дефектов приспособления или только соц. устройства об-ва.

Тремя другими дополнениями к нашим инструментам вмешательства стали недавно эмпирическая клиническая практика, поведенческие модели и эклектические подходы. Все они яв-ся отражением растущего сознания профессиональной ответственности. Эклектические модели яв-ся концептуальными инструментами для выбора наиболее эффективных вмешательств из разных подходов. Наконец, поведенческие процедуры, описанные в др. статьях, все чаще используются соц. работниками.

Использование семейной терапии было очевидным с момента возникновения соц. работы. Однако модели вмешательств в работе с семьями были сформулированы лишь в конце 50-х гг. Различные подходы к семейной терапии обычно генерировались в работе междисциплинарных бригад. В большинстве случаев работа с семьей, вне зависимости от профессии практика, носит эклектический характер. Соц. работники, как и др. профессионалы здравоохранения, используют структурный подход, теорию коммуникации, теорию Боуэна, психодинамический и поведенческий подходы.

Соц. групповая работа — метод, заключающийся в коллективной работе с небольшим числом клиентов — возникла в рамках движения за обеспечение жильем. Лишь с конца 40-х гг. эта групповая работа начала проводиться с лицами с эмоциональными проблемами. Специфическая цель и функции соц. групповой работы остаются предметом споров. В качестве raisons D'etre между собой соперничают воспитание, соц. реформы, развлечения, профилактика и терапия. Различия между разными моделями групповой работы не столь четко определены, как между моделями соц. работы. Существуют, однако, те же самые различия в акцентах. Т. о., параллельно моделям соц. работы, разработаны модели соц. групповой работы, ориентированные преим. на социальное патронирование, функциональность, системный, проблемно-ориентированный и проблемно-решающий подходы. Описаны различия между этими подходами.

См. также Общественная психология, Бригады психического здоровья, Социальное патронирование

Э. Р. Толсон

Просмотров: 906
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • Гарантированность работы (job security)
  • Групповая работа (team performance)
  • Женская сетевая работа
  • ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ МЕДСЕСТЕР В ПСИХОТЕРАПИИ
  • Идиографический и номотетический подходы в психологии (idiographic-nomothetic psychology)
  • МОНОТОННАЯ РАБОТА
  • ОБЪЕМ РАБОТЫ ВРАЧА-ПСИХОТЕРАПЕВТА
  • Подходы к учению (approaches to learning)
  • после этого значит по причине этого
  • Принудительные работы
  • ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БЛАЗЕРА, ХАЙМА, РИНГЕРА, ТОММЕНА
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ
  • РАБОТА
  • Работа
  • Работа
  • работа скорби
  • РАБОТА СОЦИАЛЬНАЯ
  • РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Секс-работа
  • СНОВИДЕНИЯ И РАБОТА С НИМИ В ПСИХОТЕРАПИИ
  • Соперничество между потгомками
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
  • УВОЛЬНЕНИЕ С РАБОТЫ
  • умелая работа
  • Феминистская социальная работа
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • Экосистемный, или холистский подход в социальной работе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь