Обучение методом (управляемых) открытий (discovery learning)


Согласно традиционным взглядам, уч-ся приобретают сложные умения и понятия постепенно, делая по одному шагу за раз в логической последовательности. Гештальт-психологи бросили вызов этому представлению, показав, что уч-ся часто схватывают сложные умения или понятия индуктивно, благодаря проблеску понимания, к-рый они назв. «Ага!»-феноменом.

Чтобы инсайт или внезапное «открытие» произошли, уч-ся должны быть мотивированы к достижению некой цели и должны воспринимать достижение этой цели как решаемую задачу. Мотивированные т. о., они будут искать методы, инструменты и подходы, к-рые бы позволили им достичь желанной цели. Учитель, стоящий на позициях теории гештальта, индуктивного подхода или обучения методом (управляемых) открытий, должен иметь нек-рое представление об орг-ции перцептивного поля ученика и создавать учеб. ситуации, к-рые стимулируют соотв. мотивацию и предоставляют уч-ся простор в исслед., экспериментировании и открытии.

Педагоги, полагающие, что при разраб. программы обучения следует сходить из представлений уч-ся об окружающем мире, тж опираются на теории Ж. Пиаже, по мнению к-рого дети вырабатывают или «конструируют» символические понятия, или «схемы» своего окружающего мира в процессе взаимодействия с ним. Дж. С. Брунер говорил, что учитель должен создавать как можно более автономных и «самоходных» учеников, чтобы они продолжали мыслить и учиться спустя долгие годы после того, как они завершили свое формальное школьное образование.

Ученики, к-рых обучают этим методом, по его мнению, не яв-ся «смирно сидящими слушателями», они совместно работают, оценивают и взвешивают факты, рассматривают альтернативы и приходят к выводам, к-рые время от времени могут перепроверять. Кроме того, рассматривая имеющиеся данные, они пытаются выявлять лежащие в их основе принципы. Брунер утверждал, что ученики, самостоятельно «открывающие» знания, научаются приобретать информ, способами, к-рые делают ее более полезной при решении задач. Поскольку источники их вознаграждений содержатся в самом контексте самоинициируемой активности, это способствует возникновению у них чувства свободы от внешних вознаграждений и ограничений. Тем самым создается благоприятная возможность для использования эвристики — подхода к решению задач, при к-ром привлекаются интеллектуальные догадки в отношении возможных способов решения в ситуации, когда в наличии оказывается лишь часть необходимых данных.

Рез-ты исслед., посвященных сравнительной эффективности объяснительных методов обучения и О. м. о., не позволили прийти к к.-л. окончательным выводам. Б. Керш проводил эксперименты, в к-рых студентов колледжа обучали мат. принципам либо традиционными методами, либо им предоставлялась возможность открывать их эвристическим путем. Студенты усвоили больше материала в условиях традиционного обучения, однако мотивация к учению оказалась сильнее в условиях О. м. о. Керш отметил, однако, что мотивация не была достаточно сильной, если студенты не проявляли готовности работать интенсивно и без посторонней помощи на протяжении 15 мин. или более. Б. Р. Уортен провел хорошо контролируемое исслед., в к-ром в течение 6-недельного периода ученики 5—6-х классов обучались арифметике учителями, использовавшими О. м. о. или объясняющий метод. Объясняющий метод приводил к лучшим рез-там, когда дело касалось немедленного воспроизведения, однако сохранение материала спустя 5 и 11 недель оказалось лучше в случае О. м. о. Этот метод открытий тж способствовал лучшему переносу, что выразилось в способности учеников использовать усвоенные принципы при решении др. типов задач.

Как еще предполагал Ли Кронбах, вполне возможно, что характер реагирования уч-ся на методы обучения во мн. определяется их культурным происхождением; так, дети из низших слоен об-ва лучше обучаются традиционными дидактическими или объясняющими методами, особенно когда требования формулируются четко и подкрепление осуществляется быстро. В соответствии с Кронбахом, проблемно-ориентированные методы (включая О. м. о.), по видимому, в большей степени подходят для детей из средних слоев об-ва.

См. также Теория алгоритмически-эвристических процессов, Альтернативные педагогические системы, Теория обучения, Теории научения

Г. К. Линдгрен

Просмотров: 1205
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • знание-как и знание-что
  • Или, Или. лама савахфани
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА
  • ОРИЕНТАЦИЯ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ НА ЗАДАЧУ ИЛИ НА СЕБЯ
  • ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДОВ ТЕОРИЯ, или десцендентная
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Результаты обучения (I) (learning outcomes, I)
  • Результаты обучения (II) (learning outcomes, II)
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Стили обучения
  • Стратегии обучения
  • ТЕОРИЯ ДВУХ СОСТОЯНИЙ (или пороговая теория Люса)
  • Теория обучения (instructional theory)
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь