Антропология (anthropology)


А., или наука о человеке, — это ярлык, к-рый вполне можно было бы прикрепить к тому, что принято называть психологией. Подобно психологии, А. развивалась как широкая дисциплина, посвященная научному изучению человека; как и психология, А. является разнородной дисциплиной, представителей к-рой не всегда можно четко отличить от представителей др. дисциплин, занимающихся научным изучением человека.

То, что наиболее последовательно отличает А. от родственных ей дисциплин, — это ее сосредоточение на сравнении об-в друг с другом (в особенности дописьменных или т. н. «примитивных» об-в), интерес, выражающийся как в тщательном описании характеристик конкретных об-в, так и в формулировании принципов, к-рые отражают фактическое знание о вариациях этих характеристик в различных об-вах. Этот интерес по-разному проявляется в трех широких субдисциплинах:

1. Археологии, или учении о предыстории челов. об-в, опирающемся на выводы, сделанные на основе физ. свидетельств их существования, получаемых в результате раскопок.

2. Физической А., или изучения происхождения челов. групп путем исслед. распределения физ. характеристик (включ. не только макроскопические, но и микроскопические характеристики, такие как хим. состав крови и гены) и сравнительного изучения др. видов, родственных челов. виду генетически или по условиям жизни. Межвидовое сравнение распространяется на поведенческие исслед., к-рые сходны с нек-рыми видами исслед. в сравнительной психологии и зоологии поведения.

3. Социокультурной А., к-рая занимается изучением культурной и соц. структуры челов. об-в. Наряду с различными специальными областями сюда входит тж антропологическая лингвистика, представители к-рой имеют гораздо больше общего с лингвистами, чем с др. категориями антропологов.

Все эти субдисциплины А. потенциально релевантны тому или иному аспекту психологии. Остальная часть этой статьи, однако, будет посвящена рассмотрению социокультурной А., к-рая имеет наиболее развитые взаимосвязи с психологией и подчеркивает свою релевантность психологии. С научным введением в большинство разделов социальной и культурной А. можно ознакомиться в учебнике под ред. Хонигманна.

Антропологический метод

Антропологи располагают большим набором методов исслед., часть к-рых была заимствована ими из других соц. научных дисциплин. Исключительно антропологическим методом являются полевые исслед., к-рые предполагают проживание исследователя в изучаемом им об-ве на протяжении продолжительного периода времени; участие, насколько это возможно, в его повседневной жизни; наблюдение за такой жизнью даже тогда, когда исследователь не может принимать в ней активное участие, и интервьюирование членов этого об-ва не только как конкретных людей, изучаемых с определенными целями, но и как информантов — т. е., носителей информ. об об-ве, его повседневной жизни и верованиях.

Антропологическая теория

Б. ч. антропологической теории связана с попытками объяснения истории культуры. В основе большинства таких теорий лежит понятие эволюции, принимающее разнообразные и порой неожиданные формы. Антропологи XIX в. рисовали слишком упрощенную картину развития культуры как последовательного прохождения через ряд взаимосвязанных стадий. В начале XX в. этот подход б. ч. уступил место функционализму, изучающему, каким образом отличительные черты, присущие успешно развивающейся культуре, поддерживают и обусловливают друг друга. Психологи могут обнаружить сходство идей, лежащих в основе работ функционалистов, с идеями многих психол. теорий, и поэтому не вызывает удивления то обстоятельство, что нек-рые исследователи-антропологи находили полезным для себя использовать понятия бихевиоризма и психоанализа при разработке своих объяснений культуры. Менее четкая связь с психологией и порой даже уклонение от обращения к психол. теории отличает два др. антропологических подхода: диффузионизм, занимающийся разработкой систематического знания о распространении и передаче культурных особенностей от одного об-ва к другому, и когнитивную, или структурную А., к-рая рассматривает культуру как сеть смыслов и значений, подлежащих интерпретации.

Материал полевых исследований как источник данных

Проведение полевых исслед. может мотивироваться теорет. интересами и личным интересом антрополога к специфической географической области или народу. Весь накопленный материал полевых исслед., охватывающий различные культуры всего мира, является результатом многолетних усилий А. по разработке теорет. проблем и совокупности интересов всех соц. исследователей. Эту совокупность этнографии (как называют научное изучение культур) используют и психологи, пытающиеся найти ответы на интересующие их вопросы; в большинстве случаев такие этнографические данные являются единственным источником информации, из к-рого можно получить искомый ответ, поскольку они содержат сведения о многих об-вах либо уже не существующих, либо претерпевших значительные изменения в результате продолжительных контактов с индустриальными об-вами.

Все ли челов. сообщества склонны к ведению войн? Всегда ли тяжесть войны ложится гл. обр. на плечи мужчин, а не женщин? Повсюду ли распространена вера в жизнь после смерти? Лежит ли в основе орг-ии всех об-в семья? Всегда ли запрещается инцест? Этнографические отчеты позволяют найти ответы на подобные вопросы. Хотя такие ответы не всегда оказываются простыми, они позволяют достичь более точного знания об универсалиях челов. природы по сравнению с тем, к-рое можно получить путем простого обобщения знаний лишь о своем собственном об-ве и нек-рых др. при использовании их в качестве первоисточников.

Знание универсалий челов. природы оказывается весьма полезным при объяснении индивидуального развития в любом отдельно взятом об-ве и при планировании психол. исслед. Универсальность, конечно, не подразумевает существования некой врожденной и не подлежащей приобретению склонности. Любой индивидуум развивается в об-ве, и все об-ва вырабатывают определенные правила, на основе к-рых осуществляется контроль за социализацией его новых членов.

Способы мышления

Антропологи приложили много усилий, чтобы понять значение ритуалов, мифов, магических обрядов и др. культурных феноменов и описать связанные с ними способы мышления. Подобно литературным критикам, пытающимся понять конкретное художественное произведение, они в большей степени тяготеют к тщательному изучению конкретного материала и его контекста, нежели к абстракции и созданию общей теории. Поэтому результатом таких исслед., как правило, является детальное истолкование имеющегося конкретного набора фактов в отношении конкретного об-ва, а не теория, претендующая на универсальную валидность, и это истолкование поддается эмпирической проверке отнюдь не легче, чем интерпретация художественного произведения литературным критиком. Однако когнитивные антропологи затрагивают такие аспекты мышления, к-рым когнитивные психологи уделяют мало внимания, и появляющиеся в этой области публикации вносят ценный вклад в изучение челов. мышления.

Универсальность процесса

Б. ч. психол. исслед. подвергается серьезной критике на том основании, что их выводы могут быть культурнообусловленными: если полученные принципы прошли проверку лишь в рамках одной культуры, вероятнее всего, они будут валидными только для нее самой. Психологи могут ответить на эту критику, проведя повторные исслед. в условиях др. культур; результаты такого рода исслед. обобщаются в руководствах по кросс-культурной психологии. Вместе с тем в отношении нек-рых выводов может применяться менее прямой подход, но допускающий более широкие выводы. Нек-рые особенности культуры обусловливают челов. научение, к-рое может приводить к развитию др. особенностей, и этот процесс, до известной степени, может быть спрогнозирован на основе принципов, выведенных из монокультурных исслед.

Антропологическое знание является преимущественно продуктом XX в. Однако со временем возможностей для полевых исслед. дописьменных об-в, особенно тех, к-рые еще не претерпели радикальных изменений в результате взаимодействия с индустриальными об-вами, остается все меньше. Методы и теории, разработанные антропологами, в настоящее время все чаще применяются в ходе исследований нашего собственного и др. индустриальных об-в.

См. также Аккультурация, Кросс-культурная психология, Культурные различия, Обряды перехода, Социальная психология, Табу

И. Л. Чайлд

Просмотров: 1092
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • Закон «все или ничего» (all-or-none law)
  • знание-как и знание-что
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Науковедение как точная наука
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья (psychologists as mental health consultants)
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • Рамка как будто
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь