ЩЕДРОВИЦКИЙ


ЩЕДРОВИЦКИЙ
    ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович (23 февраля 1929, Москва — 3 февраля 1994, Москва) — философ и методолог, профессор. Окончил философский факультет МГУ (1953). Создатель научной школы, лидер Московского методологического кружка (ММК). В 1958 организовал (совместно с П. А. Шеваревьм и В. В. Давыдовым) Комиссию по психологии мышления и логике Общества психологов СССР (междисциплинарное объединение философов, педагогов, психологов и др.). Отстаивал деятельностный подход в оппозиции к натуралистическому, развивая теорию деятельности. Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности. В его философском развитии можно выделить три основных этапа: содержательно-генетической эпистемологии (логики) и теории мышления (1952—61), деятельностного подхода и общей теории деятельности (1961—71), системомыследеятельного подхода (с 1971). Были разработаны категориальные и операциональные средства онтологической схемы мыследеятельности. Воплощением этих разработок стала новая форма организации мышления и деятельности — организационно-деятельностные игры (ОДИ). Опыт их проведения позволил разработать представление о различных пространствах в схеме мыследеятельности: мыслительном, мыслительно-коммуникативном и мыследеятельностном. За период 1979—91 проведено свыше 90 игр (с количеством участников до нескольких сот человек), посвященных широкому спектру социально и культурно значимых проблем. В 1988 создал при Союзе научных и инженерных обществ СССР Комитет по СМД — методологии и ОДИ. На основе его идей созданы консультативные, экспертные фирмы по различным отраслям деятельности (школа “Культурной политики”, рук. П. Г. Щедровицкий и др.). Обширный архив в настоящее время публикуется в электронной форме (информация в Internet по адресу: www.circle.ru).
    Соч.: “Языковое мышление” и его анализ.— “Вопросы языкознания”, 1957, № 1; О возможных путях исследования мышления как деятельности.- Доклады АПН РСФСР, 1957, № 3; 1958, № l, 4; 1959, № l, 2,4; 1960, № 2,4, 5, 6; 1961, № 4, 5; 1962, № 2-6; О строении атрибутивного знания.— Доклады АПН РСФСР, 1958, № 1—4; 1959, № 2, 4; 1960, № 6; Принцип “параллелизма” формы и содержания мышления и его значение для традиционных логических и психологических исследований (в соавт.) — Доклады АПН РСФСР, I960, № 2, 4; 1961, № 4, 5; О различении исходных понятий формальной и содержательной логики.— В кн.: Проблемы методологии и логики науки. Томск, 1962; Система педагогических исследований (методологический анализ).— В кн.: Педагогика и логика. М., 1968; Смысл и значение.— В кн.: Проблемы семантики. М., 1974; Два понятия системы.— В кн.: Труды Международного конгресса по истории науки и техники. М., 1974; Проблемы построения теории сложного “популятивного” объекта.— В кн.: Системные исследования-1975. М., 1976; Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок.— В кн.: Системные исследования-1981. М., 1981; Организационно-деятельностнаяигра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности (в соавт.).— В кн.: Нововведения в организациях. Труды семинаров ВНИИСИ. М., 1983; Синтез знаний; проблемы и методы.— В кн.: На пути к теории научного знания. М., 1984; Схема мыследеятельности: системно-структурное строение, смысл и содержание.— В кн.: Системные исследования — 1986. М., 1987; Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного характера.— “Вопросы методологии”, 1991, № 2; Рефлексия деятельности.— Там же, 1994, № 3—4; Избр. труды. М., 1995; Философия—Наука—Методология. М., 1997; Организация—Руководство—Управление. М., 1999; Программирование научных исследований и разработок. М., 1999; “Я всегда был идеалистом”. М., 1999; Знак и деятельность. М., 1999.
    Лит.: Садовский В. Н. Философия в Москве в 50-е и 60-е.— “ВФ”, 1993, № 7; Биография Г. П. Щедровицкого.— “Вопросы методологии”, 1994, № 1—2.
    А. А. Пископпель, S. Н. Садовский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1229
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Блейхера–Худика методика исследования критичности мышления
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • деятельности теории
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • Изучение деятельности
  • исследования по методологии науки М. Вебера
  • История как проблема логики
  • Концепция Этнофункциональной Методологии
  • концепция этнофункциональной методологии
  • логические исследования в россии и ссср
  • Методология научных исследований (research methodology)
  • МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ
  • Надежда Пандоры: очерки по поводу реальности исследований науки
  • операция в теории деятельности
  • оптимизации мышления методы
  • Поведенческая терапия: проблемы и вопросы (behavior therapy: problems and issues)
  • принцип единства сознания и деятельности
  • Принцип Единства Сознания И Деятельности
  • принцип единства сознания и деятельности в трактовке Леонтьева
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • стиль научного мышления
  • СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
  • строение деятельности
  • схема мышления
  • Теория Деятельности
  • теория деятельности
  • формы мышления
  • ЩЕДРОВИЦКИЙ ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ
  • этнофункциональной методологии концепция
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь