“ЧЖУН ЮН”


“ЧЖУН ЮН”
    “ЧЖУН ЮН” (“Срединное и неизменное”, “Срединность и постоянство”) — памятник конфуцианства, создан ок. 3 в. до н. э., в 12 в. вошел в состав канонического “Четверокнижия” (“Сы шу”) наряду с “Да сюэ”, “Лунь юй” и “Мэн-цзы”. Первоначально представлял собой часть канона “Ли цзи”. Название восходит к высказыванию Конфуция: “Срединное и неизменное — это то, благодаря чему осуществляется благодать/добродетель (дэ}, доведение ее до совершенства” (“Лунь юй”, VI, 27). В “Чжун юне” соответствующий термин предстает качеством “благородного мужа” (цзюнь цзы), способом реализации изначального совершенства человека в его поведении по отношению к миру, преодоления любой односторонности и пристрастности, достижения “высшей искренности” (чжи чэн, см. Чэн), благодаря которой человек “уподобляется духу” (см. Шэнь) и “становится в триаду с Небом и Землей” (см. Тянь). В последующих комментариях к “Чжун юну” и “Лунь юю” понятие “чжун” (“середина”, “центральный”) толковалось как исключительная “правота”, “правильность” (чжэн), “срединная гармония” (чжун хэ), а “юн” (современное “обычный”, “заурядный”) — как “использование” (юн) “срединности” для гармонизирующего воздействия на мир и общество или как “постоянство”, имманентное “постоянному дао”. Основоположники неоконфуциянства Чэн ??. ЧэнХао объясняли понятие “чжун” как “не имеющее отклонений”, “юн” — как “не имеющее перемен (изменений)”; “обладающий срединностью в Поднебесной выправляет даопуть, обладающий неизменностью в Поднебесной утверждает принципы” (см. Лк-принцип) (“И шу”, цзюань 7).
    Лит.: Древнекитайская философия, т. 2. M., 1973, с. 119—36 (пер. В. Г. Бурова); Мартынов А. С. “Искренность” мудреца, благородного мужа, императора.— В кн.: Из истории традиционной китайской идеологии. М.,1984.
    А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1162
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • Гендер как культурный символ
  • ГУАНЬ ЧЖУН
  • гуань чжун
  • да чэн ци синь лунь
  • Дети как свидетели
  • ДУН ЧЖУН-ШУ
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • ЧЖУН КУЙ
  • ЧЖУН ШУ
  • чжун юн
  • ЧЖУН ЮН



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь