ПИАЖЕ


ПИАЖЕ
(Piaget) Жан (1896—1930) — швейц. психолог, философ и логик. С 1955 директор Международного центра генетической эпистемологии. В первых научных работах видел разгадку мышления ребенка в анализе детской речи («Речь и мышление ребенка», 1923; рус. пер. 1932). Он описал при этом своеобразие детского мышления, считая эгоцентризм главной отличительной характеристикой познавательной деятельности ребенка. Дети постоянно путают субъективное и объективное, переносят свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. Они считают слова и жесты весьма действенными, а предметы наделяют сознанием и волей.
В работах «Генезис элементарных логических структур» (1939—1941; рус. пер. 1963) и «Психология интеллекта» (рус. пер. в кн. «Избранные психологические труды», 1969) излагается операциональная концепция интеллекта. По мнению П., функционирование и развитие психики происходит через адаптацию индивида к среде. Природные схемы поведения позволяют ассимилировать материал через устоявшиеся механизмы восприятия, но в то же время эти схемы приспосабливаются к реальным жизненным ситуациям. П. различает четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций и стадию формальных операций.
Для описания систем интеллектуальных операций П. использует математическую логику. В области экспериментальной психологии заслуга П. в том, что он проанализировал механизмы выражения основных психических функций и прежде всего важнейшие понятия и принципы человеческого мышления. Психологические и логические идеи П. получили теоретическую проработку в рамках особого направления исследований, которое он назвал генетической эпистемологией. Ее основной принцип — возрастание инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. П. принадлежит многотомный труд «Экспериментальная психология» (совместно с П. Фрессом).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ПИАЖЕ
        (Piaget) Жан (9.8.1896, Невшатель,—16.9. 1980, Женева), швейц. психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетич. эпистемологии. Проф. университетов Невшателя (1926—29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937—54). Основатель Междунар. центра генетич. эпистемологии в Париже (1955). Директор (с 1929) института Ж. Ж. Руссо в Женеве. В ранних работах (1921—25) ключом к пониманию мышления ребёнка П. считал анализ детской речи («Речь и мышление ребенка», 1923, рус. пер. 1932); при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривались процессы социализации. В последующем источник формирования и развития детской мысли П. усматривает в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта («Психология интеллекта» — «La psychologie de Г intelligence», 1946), функционирование и развитие психики совершаются в рамках адаптации индивида к среде — ассимиляции данного материала уже наличными у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование т. н. операциональных структур. Операция, по П., представляет собой «внутр. действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия (см. Интериоризация) и скоординированное с др. действиями в определ. систему. П. выделил четыре осн. стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональ-ную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. П. внёс значит. вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики; недостатки его концепции (переоценка роли логического в пси-хологич. анализе мышления и др.) были подвергнуты критике в сов. психологии.
        Introduction a l'epistemologie genetique, v. 1—3, P., 1949—50; Les mecanismes perceptifs, P., 1961; L'epistemologie genetique, P., 1970; Problemes de psychologie Kenetique, P., 1972; в рус. пер.— Генезис элементарных логич. структур, М., 1963 (совм. с Б. Инельдер); Избр. психологич. труды, М., 1969 (лит.).
        Флейвелл Д. X., Генетич. психология Ж. П., пер. с англ., М., 1967; Обухова Л. Ф., Концепция Ж. П.: за и против, И., 1981; Dolle J.-M., Pour comprendre Jean Piaget, Toulouse, 1974; Piaget phylosophy and the human sciences, ed. by H. J. Silverman, Atlantic Brighton (N. Y.), 1980.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ПИАЖЕ
(Piaget)
Жан (род. 9 авг. 1896, Невшатель – ум. 16 сент. 1980, Женева) – швейц. психолог, философ и логик, директор (с 1955) Международного центра генетической эпистемологии. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В одной из первых работ («Речь и мышление ребенка», 1923; рус. пер. 1932) описал специфику детского мышления, выделив эгоцентризм (см. Эгоцентричный) в качестве главной отличительной характеристики его познавательной деятельности; в силу этого ребенок смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы) и анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей); см. Первобытные формы религии. В трудах «Генезис элементарных логических структур» (1939 – 1941; рус. пер. 1963) и «Психология интеллекта» («La psychologie de l'inteligence», 1946) построил операциональную концепцию интеллекта. В качестве формального аппарата описания систем интеллектуальных операций Пиаже использовал исчисления математической логики. В серии работ по экспериментальной психологии проанализировал механизмы формулирования осн. психических функций и, в частности, важнейших понятий и принципов человеческого мышления. Психологические и логические идеи Пиаже нашли свое обобщенное выражение в рамках особого направления исследований, названного им генетической эпистемологией (симбиоз генетического и историко-критического подхода к анализу знания). Кроме указанных работ, выпустил (совместно с П. Фрессом) многотомный труд «Экспериментальная психология». На рус. яз. в 1969 вышли в свет «Избр. психологические труды».

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ПИАЖЕ
(Piaget), Жан (род. 9 авг. 1896) – швейц. психолог, специалист в области общей психологии, психологии мышления и детской психологии; создатель т.н. "генетической эпистемологии". С 1929 руководит Институтом Ж. Ж. Руссо; с 1940 заведует кафедрой экспериментальной психологии и психологич. лабораторией в Женевском ун-те. В 1955 создал "Международный центр по генетической эпистемологии".
В первом цикле эксперимент. работ (1921–25) П. исходит из того, что мысль происходит от действия, но при этом необоснованно считает, что речь непосредственно отражает действие, и полагает, что для понимания логики детей достаточно анализа одной их речи. В 30-е гг. П. приходит к выводу, что между речью и мышлением ребенка не существует строгого соответствия. В ранних работах П. делает упор на "социализацию" как на главный фактор интеллектуального развития (в этом пункте взгляды П. тесно сближаются с идеями французской социологической школы – Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и др.). Однако попытка непосредственно связать генезис интеллекта с эволюцией социальных образований и вывести первое из второго не увенчалась успехом. В связи с этим основным для него в проблеме взаимоотношения социальной действительности и индивидуального психич. развития становится исследование систем операций интеллекта, являющихся одновременно логическими и социальными.
В 30-е и 40-е гг. П. сформулировал осн. положения т.н. операциональной концепции интеллекта (см. "La psychologie de l'intelligence", P., 1946). Исходным в ней является положение, что развитие и функционирование психики, с одной стороны, есть ассимиляция данного материала имеющимися у индивида схемами поведения, а с другой – аккомодация (приспособление) этих схем к определ. ситуации. Адаптация организма к среде рассматривается как уравновешивание субъекта и объекта. Высшая форма уравновешивания – образование операциональных структур; поэтому центральным в концепции П. является понятие операции – внутр. действия субъекта, генетически производного от внешнего предметного действия и скоординированного с др. операциями так, что они образуют структурное целое, систему. Для системы операций характерна обратимость, т.е. наличие для каждой прямой операции ей обратной, к-рая восстанавливает по результату первой операции исходное состояние.
П. выделяет четыре осн. стадии развития интеллекта: сенсомоторный интеллект (до 2-х лет), когда имеется лишь тенденция к обратимости действий; дооперациональный интеллект (2–7 лет), когда формируются речь и представление; стадия конкретных операций (7–12 лет), когда операции становятся обратимыми, но выполняются лишь на реальных предметах, в силу чего дети не могут логически правильно строить речь независимо от реальных действий; стадия формальных операций (с 12 лет), на к-рой появляется теоретич. мышление – "чистое" мышление, не зависимое от предметных действий. На основе операциональной концепции П. рассматривает генезис эмоцион. деятельности ребенка, функции выражения (см. "La formation du symbole chez l'enfant", Nchat. – P., 1945), a также развитие восприятия (см. "Le developpement des perceptions", P., 1960).
Методологически очень важной является идея П. о единстве психологич. и логич. методов исследования мышления. Алгебра логики, аппарат к-рой применяется им для описания операциональных структур, понимается как аксиоматика мышления, а психология – как соответствующая ей эксперимент. наука. Логика как идеальная модель мышления не нуждается в апелляции к психологич. фактам. Но между логикой и психологией должно быть определ. соответствие (хотя и не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, к-рых достигает развитый интеллект (см. "Traite de logique", P., 1949; "Logic and psyhology", Manch., 1953). Синтез психологич. и логич. воззрений П. нашел выражение в концепции генетической эпистемологии, в основе к-рой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетич. эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологич. исследований и широко используя аппарат совр. логики и математики.
Важнейшие достижения П. относятся к индивидуальной психологии. Однако полученные им результаты показали ограниченность индивидуального подхода к психике и необходимость ее общественно-историч. понимания. Сняв проблему овладения индивидом миром социальной культуры, П. не смог вывести объективное содержание знания из деятельности индивидуального субъекта. Поэтому у П. тезис о взаимодействии субъекта и объекта нередко подменяется другим, производным от него – взаимоотношением субъективного и объективного в знании.
П. и его сотрудники и в наст. время продолжают разработку операцион. концепции на основе синтеза методов различных наук (логики, психологии, социологии и т.д.). Результаты этих исследований публикуются в серии "Etudes d'epistemologie genetique", основателем (1957) и гл. ред. к-рой является П.
Соч.: Recherche, Lausanne, 1918; La naissance de l'intelligence chez l'enfant, Nchat.–P., 1936; La construction du reel chez l'enfant, Nchat.–P., 1937; La representation de l'espace chez l'enfant, P., 1948 (совм. с В. Inhelder); La genese du nombre chez l'enfant, P.–Nchat., 1950 (совм. с A. Szeminska); Introduction a l'epistemologie genetique, v. 1–3, P., 1950; Essai sur les transformations des operations logiques, P., 1952; De la logique de l'enfant a la logique de l'adolescent, P., 1955 (совм. с В. Inhelder); в рус. пер. – Речь и мышление ребенка, М.–Л., 1932; Генезис элементарных логических структур. Классификации и сериации, М., 1963 (совм. с Б. Инельдер); Роль действия в формировании мышления, "Вопр. психологии", 1965, No 6; Психология, междисциплинарные связи и система наук, "ВФ", 1966, No 12.
Лит.: Выготский Л. С., Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. П., в кн.: Пиаже Ж., Речь и мышление ребенка, М.–Л., 1932; Комм А. Г., Проблемы психологии интеллекта в трудах Ж. П., "Вопр. психологии", 1957, No 1; Непомнящая Н. И., Анализ нек-рых понятий психологич. концепции Ж. П., там же, 1964, No 4; Садовский В. Н., Юдин Э. Г., Ж. П. – психолог, логик, философ, там же, 1966, No 4; Лекторский В. ?., Садовский В. Н., Генезис и строение интеллектуальной деятельности в концепции Ж. П., в кн.: Осн. направления исследований психологии мышления в капиталистич. странах, М., 1966; Thought in the young child, ed. by W. Kessen and С Kublman, "Monographs of the Society for Research in Child Development", 1962, serial M 83, v. 27, No 2; Flavell J., The developmental psychology of Jean Piaget, N. Y., 1963.
В. Лекторский, В. Садовский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ПИАЖЕ
    ПИАЖЕ (PIAGET) Жан (9 августа 1896, Невшатель — 16 сентября 1980, Женева) — швейцарский психолог, логик и философ, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемояогии. Профессор университетов Невшателя (1923-29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937-54).
    В ранних работах (1923—46) ключом к пониманию мышления ребенка считал анализ детской речи (“Речь и мышление ребенка”.— La langage et pensйe chez l'enfant. P., 1923, рус. пер. 1932); в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривал процессы социализации. В дальнейшем источник формирования и развития детской мысли усматривал в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта (“Психология интеллекта”.— La psychologie de l'intelligence. P., 1946, рус. пер.: Избранные психологические труды, 1969), функционирование и развитие психики совершается в рамках адаптации индивида к среде — ассимиляции данного материала уже имеющимися у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование т. н. операциональных структур. Операция, по Пиаже, представляет собой “внутреннее действие” субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия и скоординированное с другими действиями в определенную систему. Пиаже выделил четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. Он внес значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики. Логика, по Пиаже, является идеальной моделью мышления и не нуждается в апелляции к психологическим фактам. Между логикой и психологией существует определенное соответствие (но не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, которых достигает развитой интеллект (“Трактат по логике”,—Traitй de logique. P., 1950). Синтезлогических и психологических воззрений Пиаже нашел выражение в концепции генетической эпистемологии (“Introduction a l'йpistйmologie gйnйtique”, vol. 1—3. P, 1949—1951), в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетическая эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологических исследований и широко используя аппарат современной логики и математики.
    В 1955 под руководством Пиаже в Женеве был создан “Международный центр генетической эпистемологии”; начиная с 1957 центр стал издавать периодические сборники статей “Йtudes d'йpistйmologie gйnйtique”, в которых участвовали многие выдающиеся психологи, логики и кибернетики 60—80-х га и анализировались такие важные проблемы, как цели и задачи генетической эпистемологии, отношение между формальной логикой и реальным мышлением, роль понятия равновесия в логике и психологии и т. п.
    Сот.: Les mecanismes perceptifs. Modeles probabilistes, analyse genetique, relations avec l'intelligence. P., 1961; Sagesse et illusions de la philosophie. P., 1965; L'epistemologie genetique. P., 1970; Problemes de psychologie genetique. P., 1972; Behavior and evolution. N. Y, 1978; в рус. пер.: Генезис элементарных логических структур. М., 1963 (в соавторстве с В. Инельдер); Избранные психологические труды. М., 1969; Экспериментальная психология, редакторы-составители П. Фресс и Ж. Пиаже. М., 1969, 2-е изд. М., 1994; Психогенез знаний и его эпистемологическое значение.— В сб.: Семиотика. М., 1983; Схемы действия и усвоение языка.— Там же.
    Лит.: Лекторский В. А., Садовский В. ?. Основные идеи “генетической эпистемологии” Жана Пиаже.— “Вопросы психологии”, 1964, № 4; ФлеивылД. X. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967; Обухова Л. ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. М., 1981; Piaget. Philosophy and the Human Sciences, ed. by Н. J. Silvennan. N.Y, 1980;
    Legendre-Bergeeon M.-F. Lexique de la psychologie du developpment de J. Piaget. Morin, 1980; Furth H. G. Piaget and Knowledge: Theoretical Foundation. Chi.—L., 1981; Revue internationale de philosophie, 1982. ? 142—43, fasc, 4; Cohen D. Piaget: Critique and Reassesment. L.— Canberra, 1983; Brief J.-C. Beyond Piaget: a Philosophical Psychology. N. Y.-L., 1983; Piaget and the Foundations of Knowledge. Hillsdale, 1984.
    В. Н. Садовский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 2179
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • Бланковые (типа «карандаш—бумага») тесты интеллекта (pencil-and-paper intelligence tests)
  • Векслеровские тесты интеллекта (Wechsler intelligence tests)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • женевская школа генетической психологии
  • Женевская Школа Генетической Психологии
  • концепция социально-генетической психологии
  • Концепция Социально-Генетической Психологии
  • Меры интеллекта (intelligence measures)
  • МЕТОД КЛИНИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ (в детской психологии)
  • Невербальные тесты интеллекта (nonverbal intelligence tests)
  • Общий фактор интеллекта (general intelligence factor)
  • Операция В Концепции Ж. Пиаже
  • операция в концепции Пиаже
  • ПИАЖЕ
  • Пиаже (Piaget) Жан
  • Пиаже (Piaget) Жан
  • Пиаже Жан
  • Пиаже Жан / Piaget, Jean
  • Пиаже, Жан
  • ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
  • психология мышления
  • Развитие интеллекта взрослых (adult Intellectual development)
  • Развитие Интеллекта По Ж. Пиаже
  • развитие интеллекта по Пиаже
  • социально-генетической психологии концепция
  • Стадии развития поведения ребенка (children's behavioral stages)
  • Теория Пиаже (Piaget's theory)
  • Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине (Stanford-Binet intelligence scale)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь