“ТРЕТИЙ ГУМАНИЗМ”


“ТРЕТИЙ ГУМАНИЗМ”
    “ТРЕТИЙ ГУМАНИЗМ” (нем. der Dritte Humanismus) — идейное движение в Германии 20-х — 30-х гг. 20 в., возникшее по инициативе и под влиянием трудов В. Йегера и ставившее своей целью превращение системы духовных ценностей, унаследованных от классической Греции, в моделирующую силу современной немецкой культуры и образования. Впервые название “Третий гуманизм” прозвучало в докладе последователя Йегера Э. Шпрангера “Современное положение гуманитарных наук и школа” (Der gegenwartige Stand der Geisteswissenschaften und die Schule, 192l): греческое наследие дважды, в эпоху Ренессанса и во времена Гёте, оказывало решающее влияние на духовную жизнь Новой Европы; нынешний, третий этап его адаптации будет отличаться небывалой глубиной освоения и широтой претворения в действительность. Йегером в его начинании двигали смешанные и противоречивые мотивы. С одной стороны, присущее ему острое переживание незаменимой ценности и хрупкости культурной традиции, подвергнутой столь очевидной опасности в годы 1-й мировой войны, побуждало его к поиску наиболее устойчивой кулътурообразующей константы, которую он находил в антропоцентристских основаниях греческой культуры. Для обозначения этого феномена Йегер избрал греческое слово “пайдейя”, в латинской передаче Цицерона звучащее как humanitas (от homo — человек), которое означает одновременно как воспитание, т. е. передачу культуры, так и саму культуру Именно это имя Йегер дал трехтомному сочинению, ставшему главным документом “третьего гуманизма” (“Paideia”; 1-й том вышел в Германии в 1934,2-й том — в 1944, уже после эмиграции Йегера в США; на английском языке все три тома были опубликованы в 1939—44). В этом труде, представляющем собой, по выражению самого Йегера, “историю греческого духа” от Гомера до Платона, он стремился показать, как на всем протяжении греческой истории архаического и классического периодов одни и те же фундаментальные нравственные ценности, репродуцируемые посредством системы воспитания, основанной на изучении лучших образцов поэзии, в первую очередь эпической, из раза в раз оказываются главной причиной не только духовных, но, благодаря формированию гражданских доблестей, также и политических достижений.
    Инициируя “третий гуманизм”, Йегер, несомненно, стремился укрепить свое академическое положение и приспособиться к меняющейся политической обстановке. Примечательное свидетельство этому дает выпущенный им в начале весны 1933, через месяц после назначения Гитлера рейхсканцлером, памфлет “Воспитание политического человека и Античность” (Die Erziehung des politischen Menschen und die Antike), где, приведя ряд примеров из древнегреческой литературы (среди них — “героизм защитников отечества” у Гомера, “героизм труда” у Гесиода и “образ вождя” в лице Перикла у Фукидида), Йегер призывает к реформированию классического образования в школе в таком направлении, которое способствовало бы выполнению “особой исторической задачи, стоящей перед немецким народом” — “формированию нового, политического типа человека”.
    Реакция современников на “третий гуманизм” не была единодушно положительной. За год до смерти престарелый У. фон Вилалювиц-Мёллендорф успел критически отозваться об организованной Йегером в 1930 и имевшей широкий резонанс конференции “Проблема классического и Античность”. Но самый решительный протест против концепции Йегера прозвучал со стороны выдающегося немецкого филолога Б. Снелля. В опубликованной в 1935 рецензии на 1-й том “Пайдейи” он показал, что поставить это понятие в центр всей греческой культуры Йегеру удалось только ценой искаженного толкования источников. Идея воспитательной роли поэзии принадлежит софистам; Гомеру она не только неведома, но и чужда. Гуманизм Йегера не только основан на ложных посылках, но и опасен присущим ему сочетанием абстрактности с политизацией, в то время как одного феномена античного рабства достаточно, чтобы убедиться, что политические институты греческого полиса не могут служить образцом для устроения современной жизни в том смысле, в каком для Гёте была образцом греческая трагедия.
    В позднейшей историографии “третий гуманизм” стал рассматриваться как культурологический коррелят государственнотеоретической концепции “третьего рейха”. Однако влияние идей Йегера этим никак не ограничивается. Из основанных им в период расцвета движения двух журналов один, “Gnomon”, по сей день остается самым влиятельным органом научной критики во всех областях антиковедения; другой, “Die Antike”, имевший научно-популярное направление, продолжает свое существование в обновленном виде как “Antike und Abendland”. Переводчик “Пайдейи” на английский язык Гильберт Хайет, вдохновленный гуманистическими исканиями Йегера, в небывалой степени способствовал популяризации античного наследия в Америке.
    Лит.: Йегер В. Пайдейя, т. 2, пер. М. Н. Ботвинника, М., 1997; Idem. Humanistische Reden und Vortrage. B., 1937; SnellB. Gesammelte Schriften. Gott., 1966, S. 32—54; Rudiger H. Der Dritte Humanismus,— Humanismus (fege der Forschung, 17). Darmstadt, 1970, S. 206-223; Wilamowitz-Mollendoiff U. von. Selected Correspondence 1869—1931, ed. by W. M. Calder III.- “Antiqua”. Napoli, 1983, 23.
    A. A. Poccuyc

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 985
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Jenseits von Gut und Bose
  • List der Vernunft
  • “ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ”
  • “ТРЕТИЙ РИМ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ГЕРАКЛ 05 ТРЕТИЙ ПОДВИГ – СТИМФАЛИЙСКИЕ ПТИЦЫ
  • ГУМАНИЗМ
  • гуманизм
  • ГУМАНИЗМ
  • ГУМАНИЗМ
  • ГУМАНИЗМ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • ЙЕГЕР
  • КУЛЬТУРЫ СИСТЕМЫ
  • Линии Демокрита и Платона в истории культуры
  • Монография как жанр научной литературы
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • сознания школа только
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • третий вход
  • Третий Глаз
  • ТРЕТИЙ ДОМ
  • Третий Завет
  • Третий крестовый поход
  • Третий Латеранский собор
  • Третий час
  • Третий Шведский Крестовый поход



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь