РАЗУМ ПРАКТИЧЕСКИЙ


РАЗУМ ПРАКТИЧЕСКИЙ
    РАЗУМ ПРАКТИЧЕСКИЙ (нем. die praktische ^munft) специфическое понятие немецкого Просвещения, Канта и кантианства, не имеющее ничего общего с общеупотребительными выражениями “практичный” и “практицизм”. Практический разум отвечает на вопрос “что я должен делать?” и трактует проблематику деонтологии. Он рационально формулирует общезначимые суждения и логические необходимости морального сознания, подчиняющие себе волевые акты людей. Это не познающий, а “непосредственно законодательствующий разум” (Кант), теория которого может быть только “этикой чистой воли” (Г. Коген).
    Основные требования практического разума — безусловные принципы, обладающие достоинством самоочевидности — выявляются с помощью особого мысленного эксперимента. Человек испытывает себя, вопрошая: (1) может ли правило, которому он собирается следовать, быть общим законом общежития; (2) готов ли он жить в обществе, где это правило сделалось общим законом (см. Категорический императив). Проверка субъективных правил (максим поведения) на универсальность есть основной метод критики практического разума. Благодаря ей законы долженствования как бы выплавляются из конгломерата разнородных императивов (отделяются от норм утилитарной рассудительности, или“практичности” в обычном смысле слова). Согласно Канту, к законам чистого долженствования могут быть причислены элементарные нравственные запреты (“не лги”, “не убий”, “не воруй” и т. д.); закон защиты человеческого достоинства (“никогда не относись к другому и к себе самому только как к средству, но непременно как к цели самой по себе”), закон соблюдения договоров и уважение чужого права.
    Законы долженствования, в отличие от законов природы, говорят о том, чему “следовало бы происходить при любых обстоятельствах, но на деле происходит далеко не всегда” (Винаедь&гнДД.ОтКантадоНицше.М., 1998, с. 113). Но даже не реализованные, эти законы и принципы уже через факт их осознания (“факт чистого практического разума”) возвышают человека над природой, постигаемой в опыте; они нравственно вынуждают его воспринимать себя как часть сверхчувственного, ноуменального мира. “Наше предназначение, — писал Виндсльбанд, — выходит за пределы мира нашего познания... Сама жизнь познания все время обусловливается этическим стремлением к сверхчувственному миру... Это-то Кант и называл приматом (первенством) практического разума над теоретическим” (там же). Высшее выражение практического разума — его постулата свободы воли, бессмертия души, существования Бога.
    Понятие практического разума подверглось сложной трансформации в немецком идеализме (сперва у Фихте, затем у Гегеля). Гегелевская категория “практического духа” стала прологом спекулятивного и расплывчатого понятия “общественно-исторической практики” в концепции Маркса. Идея примата практического разума превратилась в идею “практики как критерия истины” и примата предметно-практического опыта как над научной теорией, так и над любыми этическими достоверностями. Идеологическим последствием этого Превращения стала историцистская релятивизация, а затем и отрицание любых безусловных, общезначимых норм и ценностей.
    Лит.: Длугач Т. Б. Проблема единства теории и практики в немецкой классической философии. М-, 1986; Судаков А. К. Абсолютная нравственность: этика автономии и безусловный закон. М., 1998, с. 28—89; Cohen H. Ethik des reinen Willens, 2 Aufl. В., 1923; Wedel M. (Hrsg.) Rehabilitierung der praktischen emunft, 2 Bde. Freibui-g, 1972—74. См. также лит. к ст. Кант, “Критика практического разума”.
    Э. Ю. Соловьев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 990
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА"
  • "КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА"
  • “КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА”
  • “КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА”
  • “УСПОКОЕНИЕ РАЗУМА”
  • «КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА»
  • «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»
  • «ТРАКТАТ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗУМА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • АНТИНОМИЯ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • гармонии веры и разума теория
  • идеал чистого разума
  • ИДЕАЛ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • ИДЕИ РАЗУМА
  • ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • идеи чистого разума
  • Интерпретационные конструкты: к критике интерпретативного разума
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Критика научного разума
  • КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА
  • Критика практического разума
  • КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА
  • Критика чистого разума
  • Плюрализм как модель познания
  • ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ
  • разум практический
  • РАЗУМА ПОНЯТИЯ
  • Теория разума



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь