ОПЫТ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ


ОПЫТ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
    ОПЫТ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — в зависимости от трактовки опыта эстетический опыт интерпретируется как опыт сознания (И. Кант), как мистический, религиозный опыт, или как опыт переживания. Кантианская трактовка нашла своеобразное преломление в концепции Дж. Дьюи и эстетике американской аналитической философии искусства 20 в., где была поставлена задача выделения опыта как специфического рода опыта и описания его имманентных признаков и свойств. М. Бердсли (М. С. Beardsley) выделяет пять признаков эстетического опыта: (1) “сосредоточение на предмете” (object directedness), т. е. концентрация на “отношениях воспринимаемого или воображаемого поля”; (2) “ощущение свободы” (felt freedom), т. е. расслабление и освобоздение от экзистенциальной заботы в акте восприятия; (3) “изоляция аффектов” (detached affect), т. е. редукция выражения чувства для выработки эмоциональной дистанции к объекту восприятия; (4) “активное открытие” (active discovery), т. е. возбуждение от видения точки сопряжения ощущения и понимания; (5) “чувство целостности” (sense of wholeness), т. е. интеграция личности в акте восприятия. Поэтому эстетический опыт в психологическом отношении ценностно нейтрален. В целом такое понимание эстетического опыта свидетельствовало о спекулятивном теоретизировании на темы опыта.
    Понятие эстетического опыта занимает центральное место в категориальной структуре рецептивной эстетики. Введенное Р. Ингарденом на основе идей Эд. Гуссерля и наиболее полно разработанное X. Р. Яуссом, оно прежде всего связано с редуцированием точки встречи с опознаваемым эстетическим объектом к ситуации неопознанности. Разрушая при помощи фантазии горизонт ожидания, воспринимающий субъект может видеть вещи в “новом свете”. В другом случае эстетический опыт переживается в редуцировании неопознаваемого эстетического объекта к видению его эстетических свойств, что переформирует горизонт ожидания реципиента.
    Обращаясь к эстетическому опыту, философы отмечали одну его формообразующую черту — переживание событий встречи с необходимостью адекватного выражения акта этой встречи. Но если эстетический опыт представить как опыт сознания и опыт чувственности, то поскольку в жизни и в реальном строе души его не существует, то как таковой он невозможен. И в целом понятие эстетического опыта нерелевантно, т. к. не отражает и не вмещает в себя содержание того, что мы переживаем в ситуации опыта. Потому что всякий опыт есть опыт переживания, а у переживания всегда есть результат или продукт. Этот продукт всегда обладает формой, о которой мы знаем, что она всегда есть и эта форма — выражение. Как переживаемое опыт всегда стремится к разрешению, в его начальной точке заложена страсть к завершению. В завершенности переживаемого производится рождение выражения. Поэтому всякий опыт — есть sui generis опыт эстетический.
    Выражаемое же всегда существует в качестве материала, которым является знак, т. е. в процедуре или процессе сигнификации. Опыт имеет эстетические следствия. Выразительность как исход и являют в мир эти следы, которые, пройдя апробацию культурной общезначимости, обретают форму и вид ценности. Степень и качество выразительности и есть измерения опыта. Точка зрения, что эстетический опыт — это то, что случается, что это случай как таковой, получила свое развитие в работах А. М. Пятигорского и К. М. Мамардашвили. О следах опыта, которые и являют собой его эстетику, может прояснить ситуация отсутствия опыта. Т. е. той, когда опыт не случился. О многих проявлениях любого опыта (мистического, духовного, опыта творчества) можно видеть на признаках псевдоопыта, когда опыта не было, но случалась его имитация. Однако обнаружить отсутствие внутреннего эстетического опыта возможно лишь по знакам складок в текстах выражаемого. Мамардашвили показал, что, когда мы переживаем попытку найти связку сознания с жизнью, то обнаруживаем, что мы живем так, как мы живем, и оказывается, что в такого рода тавтологиях кроется “живая мысль”, появляющаяся на мгновение. Именно через этот миг мы можем обрести identity, как самотождеетвенность самому себе.
    Такой опыт есть эстетический опыт, если мы способны пойти на риск умирания ни ради чего-либо и пережить в таких тавтологиях состояния, подобные опыту Рильке, галлюциногенным видениям ????, мистическому опыту Блэйка. Близко к этому пониманию эстетического опыта идущая от Ф. Ницше позиция Ф. Кафки и рефлексивная выраженность внутреннего (мистического) опыта Ж. Батая.
    Лит.: Кант И. Критика способности суждения.— Соч., т. 4, ч. 2. M., 1969; Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М1994; ХаардА. Образное сознание и эстетический опыт у Гуссерля.— “Логос”, № 8, 1996; Молчанов В. Парадигмы сознания и структуры опыта.— “Логос”, № 3, 1992; Американская философия искусства. Екатеринбург, 1997; Пятигорский А. М. Избранные труды. М., 1996; Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте. М., 1995; БатайЖ. Внутренний опыт. М., 1997; JiaussH.R. Asthetische Erfahrung und literarische Hermeneutik. Munch., 1977; Bd I; JaussH. R. Literaturgeschichte als Provokation. Fr./M., 1970; Beardsley M. C. Aesthetics: Problems in Philosophical of Criticism. N. Y,1958.
    В. А. Кругликов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1830
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “О НАЧАЛАХ (Опыт христианской метафизики)”
  • “ОПЫТ И ПРИРОДА”
  • “Опыт о человеческом разумении”
  • “ОПЫТ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ. Творчество и объективация”
  • “СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека”
  • «ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • аксиомы религиозного опыта
  • АНАЛОГИИ ОПЫТА
  • БЫТИЕ И НИЧТО. ОПЫТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ОНТОЛОГИИ
  • двойной слепой опыт
  • Двойной Слепой Опыт
  • КОРРЕКТИВНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
  • ОПЫТ
  • ОПЫТ
  • опыт
  • ОПЫТ
  • ОПЫТ
  • опыт
  • Опыт близких к смерти состояний (near-death experiences)
  • Опыт и природа
  • ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ
  • Опыт о человеческом разумении
  • ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ
  • ОПЫТ ПЕРВИЧНЫЙ
  • опыт слепой двойной
  • ПЕРВИЧНЫЙ ОПЫТ
  • религиозный опыт
  • Речевые акты. Опыт по философии языка
  • Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь