МО ЦЗЯ


МО ЦЗЯ
    МО ЦЗЯ (школа Мо, школа моистов, моизм) — философское направление и организация последователей МоДи, существовавшая в Китае в 5—3 вв. до н. э. (расцвет приходится на 4 в. до н. э.) Для борьбы за соблюдение чистоты “учения Мо” и распространение его в Поднебесной монеты создали организацию со строгой иерархией и дисциплиной. Вероятно, первым ее выборным главой (“Большим человеком” — цзюй-цзы) был Мо Ди. Членам организации предписывался аскетический образ жизни, дабы они могли служить примером в осуществлении моистских принципов: “всеобщей любви и взаимной выгоды”, “экономии в расходах” и т. п. По приказу организации ее члены — ученые и фортификаторы — должны были отправляться на службу в различные древнекитайские царства для проведения в жизнь учения Мо Ди. Если правитель не следовал рекомендациям советника-моиста, тот оставлял службу. Если же член организации отступал от принципов своей школы, то цзюй-цзы отзывал его.
    Взгляды ранних моистов изложены в тех же главах трактата “Afo-tpw”, что и воззрения самого Mo Ди. Идеи поздних моистов отражены в шести главах “Канона” (“Mo цзин”, “M бянь”), В отличие от этики раннего конфуцианства, предполагающей градации нравственных взаимоотношений в зависимости от степеней родства и социальных ролей, монеты настаивали на едином критерии нравственности: именно с целью установления “единого критерия добра и зла” в древности были избраны Сын Неба и его помощники. Источник нравственных норм — древние “совершенномудрые” правители, следовавшие принципу “всеобщей любви и взаимной выгоды”. За “образец” (фа) они брали Небо (см. Тянь), равно благодетельное для всего сущего. Следуя принципам “совершенномудрых” и подавая пример управляемым, можно добиться такого порядка в стране, чтобы “люди заботились друг о друге и помогали друг другу”.
    Принцип “всеобщей любви” (цзянь ай) был подкреплен у поздних моистов системой логических доказательств, с помощью которых установлены соотношения объема и содержания понятий “любить людей” (ай жэнь) и “не любить людей” (бу ай жэнь), “любовь к себе” (ай цзи), “любовь к отдельному человеку”, или “отдельная любовь” (бе ай), и “любовь ко всем людям мира” (чжоу ай жэнь). Лишь тот любит людей, кто питает любовь ко всем людям. В отличие от конфуцианцев, противопоставлявших “долг/справедливость” (и) и “выгоду” (ли), моисты доказывали взаимообусловленность этих понятий: “справедливость — это то, что полезно”. Но “справедливость” не тождественна пользе — результату деятельности, а представляет собой нравственную оценку поступка, имеющего пользу для общества.
    Mo Ди и ранние моисты разработали учение о задачах познания (поиск принципов управления, источников общественных неурядиц), предмете познания (“дела совершенномудрых правителей”, впечатления и наблюдения современников, принципы управления, отношения между людьми и правила рассуждений), “трех критериях” истинности знания (см. M Ди} и содержании процесса познания (определение “причинности” — гу, “сходств и различий”, разделение вещей и явлений по “родам”). Поздние моисты добавили к этому систему взглядов на процесс познания, виды и критерии знания, методы его достижения, причины ошибок и критерии истины. В основе этой системы лежит решение проблемы соотношения “имен” (мин) и “реалий”, “действительности” (ши, см. Мин бянь). Согласно учению мо цзя, знание является отражением действительности в форме “имени-понятии; последние суть “названия реалий”, которые для своего существования “не нуждаются в именах”. Свойство не существует отдельно от вещи; познавая свойства, человек познает вещь; ни одно из свойств нельзя изменить, не изменив предмета. На этой основе моисты определяли ступени познания и виды знания.
    Поздние моисты определяли “имена”-понятия как обобщение “действительности” (ши) на основе готового словесного материала за счет расширения содержания “имен”, которые подразделялись на несколько видов. Соотнося “тождественное (сходное) и различное” (тун и) как “наличие/бытие и отсутствие/небытие” (см. Ю—у), поздние последователи МоДи выделяли 10 видов тождества. Из них главными считались “тождество содержания” (чун тун — тождество вещи себе самой), “тождество взаимосвязанных частей” (ти тун), “тождество местонахождения” (хэ тун — вещи в одном и том же месте) и “тождество рода” (лэй тун). Им соответствовали виды различия. Разработанные мо цзя правила определения “тождеств и различий” легли в основу моистской логики и стали методологической базой критики софизмов мин цзя, отрывавших “имена” от их “реального” (ши) содержания. Попутно монеты ставили проблему соотношения общего и единичного: первое существует во втором, но отлично от него. Поздние моисты разработали подробное учение о “методе” (фа) как своде правил получения истинных знаний и способов применения последних. Им принадлежит также определение “семи методов рассуждения (бянь, см. Мин бянь)”, подразумевающих поиск истины в ходе дискуссии: 1. “Вероятность” (хо) — рассуждение, “не полностью охватывающее истину”. 2. “Предположение” (цзя) — аналогично гипотезе. Как и “вероятность”, высказывается в начале обсуждения. Обосновывается или опровергается следующими пятью методами. 3. “Подражание образцу” (сяо) — за образец берется правильное суждение о сходном предмете. 4. “Сопоставление” (би) — установление аналогии между двумя предметами рассуждения. 5. “Сравнение” (моу) — в отличие от “сопоставления” предусматривает уподобление не предметов, а мнений об одном предмете. 6. “Ссылка [на мнение оппонента]” (юань) — указание на прецедент, т. е. на аналогичное прошлое решение оппонента. 7. “Распространение” (туй) — “совмещение положений, которые оппонент отвергает, с теми положениями, которые он признает”, и поиск т. о. консенсуса. Логические идеи мо цзя оставались неотрывной частью их гносеологии.
    В 3 в. до н. э. школа мо цзя утратила свои позиции, а в эпоху Хань (3 в. до н. э. — 3 в. н. э.) на учение моистов был наложен прямой запрет. Интерес к нему возобновлялся лишь в периоды некоторого ослабления позиций официального конфуцианства, а также в 20 в., когда обнаружилась близость построений моистов западной формальной логике.
    Лит.: Титаренко М. Л. Древнекитайский философ МоДи, его школа и учение. М., 1985; Graham А. С. Later Mohist Logic and Science. Hong Kong—L., 1978. См. также лит. к статье МоДи.
    М. Л. Титаренко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 759
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бин цзя
  • БИН ЦЗЯ
  • бог как источник и гарант познания
  • дерево познания добра и зла
  • Дерево познания добра и зла
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ИНЬ ЯН ЦЗЯ
  • ИНЬ—ЯН ЦЗЯ
  • ИНЬЯН ЦЗЯ
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • ЛУ ЦЗЯ
  • Любовь, любить
  • МИН БЯНЬ
  • МИН ЦЗЯ
  • мин цзя
  • мо цзя
  • МОИСТЫ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Плюрализм как модель познания
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей (cognitive interventions with older persons)
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • цза цзя
  • цзунхэн цзя
  • ЦЗУНХЭН ЦЗЯ
  • цзю лю ши цзя
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь