ИБН ТАЙМИЙЙА


ИБН ТАЙМИЙЙА
    ИБН ТАЙМИЙЙА Такй ад-Дйн Ахмад (1263, Харрамн— 1328, Дамаск) — арабо-мусульманский теолог, видный представитель традиционалистского толка в мусульманской религиозно-правовой мысли — ханбализма. Ибн Таймиййа с детства жил в Дамаске, там же получил религиозное образование и впоследствии занимался преподавательской деятельностью. В 1306—12 находился в Египте, где вступал в полемику с местными богословами различных направлений, за что неоднократно подвергался тюремному заключению. Такая же участь постигла его и после возвращения в Дамаск: в 1326 он в очередной раз был брошен в тюрьму Дамасской цитадели, где и умер.
    Следуя традиционалистской установке ханбализма, Ибн Таймиййа единственным источником религиозной истины считал только Коран и сунну, на основе которых сложилась истинная доктрина, выраженная в единогласном мнении сподвижников Пророка, непогрешимом и непререкаемом. Все возникшие впоследствии учения Ибн Таймиййа квалифицирует как “порицаемые новшества” (бвд'а). Неустанно борясь против таких нововведений, Ибн Таймиййа подвергал критике различные политико-религиозные ответвления (включая хариджизм и шиизм), арабоязычный перипатетизм (в своих трактатах о несостоятельности логики — “ар-Радд 'ала алмантикийййн”, о согласии разума с верой — “Мувафакат сахйх ал-манкул ли-сарйх ал-ма'кул” и в комментарии к сочинению Ибн Рушда “Рассуждение, выносящее решение”), философскую теологию калама, как мутазилитского, так и ашаритского направлений (в различных “символах веры”, акйда, особенно “ал-'Акйда ал-хамавиййа” и “ал-'Акйда алваситиййа”), пантеистическую тенденцию в суфизме (хотя сам Ибн Таймиййа был суфием) и современную ему суфийскую практику, прежде всего культ святых и чудотворения (в сочинениях “Хакйкат мазхаб ал-иттихадиййн” и “ал-Фуркан”).
    В области догматики Ибн Таймиййа одновременно отвергал апофатизм (отрицание божественных атрибутов), антропоморфизм и символико-аллегорическое толкование. Стремясь возродить моральный активизм, заложенный в Коране и сунне, он полагал ошибочным мутазилитское отрицание роли Бога в человеческих деяниях, но еще более опасным — ашаритское отрицание действенной воли человека. Дилемму “свобода воли — божественное всемогущество” Ибн Таймиййа снимает отнесением актуальной реализации принципа Божьего всемогущества лишь к прошлому, а императивы божественного закона (шарй'а) — к будущему.
    Политическая концепция Ибн Таймиййи (изложенная гл. о. в его труде “ас-Сийаса аш-шар'иййа”, “Религиозное управление”) подчеркивает нерасторжимое единство государства и религии. Но в отличие от традиционной суннитской доктри
    ны государства, Ибн Таймиййа не отстаивает необходимость института халифата, признает существование одновременно более одного халифа, отрицает обязательность принадлежности главы государства к курайшитам — роду Пророка. В 18 в. идеи Ибн Таймиййи были возрождены в ваххабизме, поддержанном династией саудитов и ныне являющемся официальной идеологией Саудовской Аравии.
    Лит.: Абу Захра М. Иби Таймиййа. Каир, 1958; Харраш М. X. Ибн Таймиййа ас-салафи. Бейрут, 1984; Laost H. La profession de foi d'Ibn Taymiyya. P., 1986.
    T. Ибрагим

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 819
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Абан ибн Саид ибн аль-Ас
  • Абдулла ибн Амр ибн аль-Ас
  • Абдулла ибн Убай ибн Салул
  • Абу Суфьян ибн Харб
  • Абу Убайда ибн аль-Джаррах
  • Али ибн Абу Талиб
  • Ахмад ибн Ханбаль
  • Джафар ибн Абу Талиб
  • Дихья ибн Халифа
  • Ибн Абидин
  • ИБН АР-РАВАНДИ
  • Ибн Араби
  • ИБН БАДЖА
  • ИБН БАДЖЖА
  • ИБН ГЕБИРОЛЬ
  • ИБН ДАУД
  • Ибн Касир
  • Ибн Кутайба
  • Ибн Маджа
  • ИБН МИСКАВАЙХ
  • ИБН РОШД
  • ИБН РУШД
  • ИБН СИНА
  • Ибн Теймия
  • ИБН ТУФЕЙЛЬ, Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Малик, лат. Абубацер
  • Ибн Халдун
  • ИБН-ХАЛЬДУН Абдаррахман Абу Зейд
  • Мухтар ибн Абу Убайд ас-Сакафи
  • Рифаи Ахмад ибн Али
  • Саад ибн Абу Ваккас



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь