“ВОССТАНИЕ МАСС”


“ВОССТАНИЕ МАСС”
    “ВОССТАНИЕ МАСС” (La rebelion de las masas. Madrid, 1930; рус. пер.—В кн.: Ортега-и-Гассет X. Избр. труды. М., 1997)—работа X. Ортеги-и-Гассета, в которой так именуется кризис европейских народов и культур. Соединение либеральной демократии (“высшей из доныне известных форм общественной жизни”) и технического Прогресса к 20 в. обеспечило высокий уровень европейской жизни. В этих условиях жизнь отдельного человека, прежде всего представителя среднего класса, перестала быть непрерывным преодолением трудностей, стала комфортной, защищенной, а во многом и гарантированной. В итоге резко увеличилось население Европы, на арену истории вышли массы людей, которых научили пользоваться современной техникой, но не приобщили к пониманию исторических задач и принципов цивилизации.
    Для Ортеги любое общество делится на две части: “избранное меньшинство”—те, кто ориентирует свою жизнь на служение высоким этическим ценностям, кого отличают требовательность, взыскательность к себе, постоянное самосовершенствование, кто подчиняет свою жизнь нормам, лежащим в основе культуры; и руководимая этим меньшинством масса. Однако в новых условиях возникает особый представитель массы, которого Ортега называет “человеком-массой”. Усвоив, как пользоваться последними новинками техники, и считая технический прогресс гарантированным, этот массовый человек не хочет знать принципов, на которых строится цивилизация. У “человека-массы” редкостная неблагодарность ко всему, что сделало возможным его существование; его отличает чувство вседозволенности и признание лишь собственного авторитета, самоудовлетворенность и непокорность. В него заложена некоторая сумма идей, в результате чего у него есть “мнение”, он этим удовлетворен, доволен собой и не намерен считаться ни с кем, кроме себя. Наличие “мнения” у “человека-массы” для Ортеги не служит признаком культуры, т. к. оно не опирается ни на ее принципы, ни на дисциплину интеллекта.
    Ортега не дает четкого определения массового человека, но неоднократно повторяет, что это признак не социальный, не классовый, а “типологический”. Это—“новый тип человека, характерный для любого общественного класса”. Однако наиболее типичного его представителя он находит среди технических специалистов, ученых-экспериментаторов, этих “аристократов времен буржуазии”. Развитие науки требует эксперимента и все большей специализации, в результате чего технический специалист теряет способность к интерпретации бытия как целого. Поскольку в экспериментальной науке много механических операций, она делается руками людей заурядных, знающих одну область своей науки. Это — “невежественный ученый”, который, однако, по отношению к тому, чего он не знает, будет вести себя с уверенностью человека знающего, диктовать свое мнение в областях, где он не является специалистом. Образ такого интеллектуала для Ортеги и есть символ торжествующего “человека-массы”.
    Ортега ставит вопрос о соотношении в этих условиях государства и общества. Он отмечает, что могущественный класс буржуазии создал мощную государственную машину, которая пронизала все общественное тело, в т. ч. такие области жизни, в которые государство проникать не должно, о которых заботится само общество. Но “человек-масса” хочет, чтобы государство гарантировало ему жизнь и охраняло его спокойствие; при любых социальных конфликтах он требует от государства их решения. В итоге государство начинает вмешиваться в такие области жизни общества, куда раньше оно не входило. Оно начинает давить непосредственные, творческие, спонтанные проявления человека. Ортега предполагает, что результатом этого может стать ситуация, когда общество вынуждено будет жить для государства, человек—для государственной машины, что приведет к милитаризации общества, откуда дорога к фашизму, который Ортега называет “типичной доктриной массового человека”. Поэтому он настаивает на необходимости развести полномочия государства и общества.
    Европеец 1930-х гг. ощущал в себе жизненное могущество. Именно поэтому Ортега не считал возможным говорить о закате Европы. Он ожидал, что, преодолев национальные барьеры, европейские государства образуют Соединенные Штаты Европы.
    Лит.: Гшденко П. П. Хосе Ортега-и-Гассет и его “Восстание масс”.-“ВФ”, 1989, № 4.
    А. Б. Зыкова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1114
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • биотип человека
  • восприятие человека человеком
  • Восприятие Человека Человеком
  • ВОССТАНИЕ МАСС
  • ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • конституция человека
  • Конституция человека
  • МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • онтогенез человека
  • ориентирование человека
  • ОРТЕГА И ГАССЕТ
  • Ортега-и-Аламино, Хайме Лукас
  • ОРТЕГА-И-ГАСЕТ
  • ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
  • ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
  • ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
  • ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Развитие человека (human development)
  • Роблес Ортега, Франсиско
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • тест рисунка человека
  • тип человека современного
  • Ум первобытного человека
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь