АБХИНАВАГУПТА


АБХИНАВАГУПТА
    АБХИНАВАГУПТА (Abhinavagupta) (кон. 10-нач. 11 в.) — индийский религиозный философ и эстетик, один из наиболее ярких представителей кашмирского шиваизма, в частности его недуалистического направления. Непосредственным учителем Абхинавагупты был философ и тантрик Утпаладева (нач. 10 в.). Основные труды: Комментарий к трактату Утпаладевы “Ишвара-пратьябхиджня” (“Ишвара-пратьябхиджня-вимаршини”) и “Толкование” к нему (“Ишвара-пратьябхиджня-виврити-вимаршини”), трактаты “Тантра-сара” (“Сущность тантры”), “Тантраалока” (“Свет тантры”), “Пара-тримшика-виварана” (“Толкование тридцати [шести шлок] о Верховной (Богине]”) и др., ряд сочинений по эстетике и теории драмы. Обычно творчество Абхинавагупты подразделяют на три основных периода. Первый из них—тантристский—посвящен прежде всего обобщению ритуальной практики кашмирского шиваизма, причем особое внимание уделялось религиозному направлению “Трика”. Во второй период Абхинавагупта писал в основном работы по эстетике и поэтике (Комментарий к “Натья-шастре”, или “Шастре о драматическом искусстве”, “Лочана” (“Глаз”) — Комментарий к трактату “Дхваньялока” (“Свет дхвани”) Анандавардханы. Наконец, к третьему периоду творчества относятся собственно философские его работы, в которых он стремился найти приемлемый синтез между двумя главными философскими школами кашмирского шиваизма—школой спанда и школой пратьябхиджня.
    В основе учения Абхинавагупты—представление о космическом союзе двух сущностей (точнее, двух аспектов одной и той же нераздельной сущности), которые персонифицированы в образе Шивы и его возлюбленной Шакги. В этом соединении Шива являет собой ясный, незамутненный свет созерцания (пракаша), тогда как Шакти символически обозначает динамический, активный аспект рефлексий, ее интенциональность, направленность вовне (вимарша). Две стороны сознания пребывают в состоянии постоянной пульсации, волнообразного движения (спанда), в соответствии с ритмами которого развертывается и снова свертывается вся вселенная. Деятельное движение Шакти вместе с тем является своего рода проекцией внутренних потенций, латентно заложенных в сердце самого Шивы; именно благодаря позволению верховного Господа энергия Шакти проявляется внешним образом—прежде всего как фоническая энергия Высшей Речи (ибо каждый очередной цикл проявления мира неизменно начинается с возобновления алфавита, с восстановления священных текстов—своего рода всеобщей парадигмы тварного т•ра), а затем и как полнота прочих явлений и предметов вселенной. Та же пульсация сознания проявляется в каждом живом существе, и как только адепт верно угадывает в себе эту природу, он приходит к внезапному мистическому озарению (пратибха), “узнаванию” (пратьябхиджня) себя самого как верховного Господа.
    Та же концепция внезапного постижения нашла отражение и в эстетической теории Абхинавагупты. С его т. зр., художник и зритель, поэт и слушатель принципиально равновелики в своем творческом усилии; радостная дрожь “узнавания”, приносящая эстетическое наслаждение, возможна лишь потому, что в их душах изначально заложена одна и та же сущность (концепция “сахридая”, или представление о “со-сердечном” слушателе). Само представление об эстетическом наслаждении (раса) сближается у Абхинавагупты не столько с идеей удовольствия, “вкушения”, сколько все с той же онтологической страстью. В мгновение этой страсти, в переживаемом восторженном изумлении (чаматкара) адепт как бы очищается от наносных, суетных забот и ему открывается истинная природа мира (в этом смысле раса Абхинавагупты на удивление близка греческому понятию катарсиса, каким оно предстает в “Федоне” Платона). Крупнейшим учеником и последователем Абхинавагупты был Кшемараджа, также помимо философии интересовавшийся проблемами поэтики.
    Сот.: Isvarapratyabhijnakarika by Utpaladeva, with Vmiaisini by Abhinavagupta, ed. by M. S. Kaul, v. l.—2.—“Kashmir Series of Texts and Studies”, 1918—22, N 22, 33; Tantrasara by Abhinavagupta, ed. by M. S. Kaul.—Ibid., 1918, N 17; Isvarapratyabhijnakarikavimarsini, engl. transi, by К. С. Pandey. Benares, 1954; L'Essenza dei Tantra, tr. R. Gnoli. Torino, 1960; Tantraloka. La Luce delie Sacre Scritture, tr. R. Gnoli. Torino, 1972; II Commento di Abhinavagupta alla Paratrimsika, tr. R. Gnoli. Roma, 1985; La Lumiare sur les Tantras. Chap. 1 a'5 du Tantraloka, trad. et comm. par L. Silbum et A. Padoux. P., 1998.
    Лит.: Исаева H. В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. M., 1997; Pandey К. С. Abhinavagupta. An Historical and Philosophical Study. Varanasi, 1963; Κα” R. K. The Doctrine of Recognition. Pratyabhijna Philosophy. Hoshiapur, 1967; Gnoli R. The Aesthetic Experience According to Abhinavagupta. Benares, 1968; Silbum L. Hymnes de Abhinavagupta. P., 1970; Rashavm V. Abhinavagupta and His Works. Varanasi, 1981; PadouxA. Vac. The Concept of the Word in Selected Hindu Tantras. Albany, 1990.
    H. В. Исаева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1437
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • Животные как модели (animal models)
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Монография как жанр научной литературы
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • ПРАТЬЯБХИДЖНЯ
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь