СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство обществ. жизни. Проблемы С. о. начали выделяться из общефилософской и общесоциальной проблематики и становиться предметом особого рассмотрения со своими специфич. методами исследования на рубеже 19 и 20 вв.
В США толчок развитию С. о. дали работы Л. Уорда "Динамическая социология" (L. F. Ward, Dynamic sociology, v. 1–2, ?. ?., 1883) и Дж. Дьюи "Школа и общество" (J. Dewey, The school and society, Chi., 1899). Перед 1-й мировой войной стали возникать исследовательские организации, занимающиеся проблемами С. о. В 1927 было создано Амер. нац. об-во и начался выпуск "Journal of Educational Sociology". В Германии С. о. выделяется в спец. область исследования, в первую очередь усилиями М. Вебера и Mанхейма, постепенно отделяясь от социальной педагогики (см. Наторп), где осн. внимание уделялось филос.-этич. мотивам в выборе идеала образования. Во Франции начало исследований по С. о. было положено Дюркгеймом.
В наст. время в качестве осн. направлений исследования в С. о. вычленились: место образования как социального института в системе обществ. воспроиз-ва; взаимоотношения процесса образования с др. процессами обществ. жизни (экономическими, демографическими, политическими, процессами социальной стратификации); социальные детерминанты образования; социальная структура образоват. институтов и динамика ее изменения; социальное положение и обществ. роль учителей и преподавателей, их проф. статус; социальная механика и динамика взаимоотношений между обучаемыми и обучающими. Особое значение получили исследования по С. о. в развивающихся странах. Наиболее разработаны след. проблемы: школьные классы и студенч. группы как специфические социальные системы с определ. типологией и структурой; внешняя социальная среда школ (в т.ч. влияние социального состава класса и др. учебных групп на образование); образование как профессия и карьера (социальное происхождение преподавателей, мотивы и стимулы, влияющие на выбор преподавательской деятельности, ценностная ориентация и ее социальная основа и т.д.). В социалистич. странах (СССР, Польше и др.) исследования проблем С. о. приобретают самостоят. характер, выделяясь из научно-прикладных исследований, связанных с перестройкой и совершенствованием системы образования. В то же время ряд проблем С. о. изучается в рамках социологии молодежи и социологии познания.
Лит.: Гросс Н., C. o., в сб.: Социология сегодня, М., 1965; Социологич. проблемы нар. образования. Сб. ст., Свердловск, 1967; La sociologie de l'education. Tendences actueles de la recherche et bibliographie, P., 1960; Robinson M. E., Education for social change, Wash., 1961; Cooperative research projects, Fiscal, 1961, Wash., 1962; Education for a changing world of work, Wash., 1963; ?eutsсh G. M. [Hrsg.], Soziologie der padagogischen Umwelt, Stuttg., 1965; Burns D. G., African education, L., 1965; Cowan L. G. [a. o.], Education and nation-building in Africa, N. Y., 1965; Gehmache r E., Wettlauf mit der Katastrophe. Europaische Schulsysteme, W., 1965; ?lvin ?. R., Education and contemporary society, L., 1965; Musgrave P. W., The sociology of education, L., 1965; Вellino R., Scuola e cittadino, Firenze, 1965; The social science view school administration, Englewood Cliffs (?. ?.), 1965; Rudy W., Schools in an age of mass culture, N. Y., 1965; Counselor's reference bibliography PM–400–Al, Wash., 1966; World survey of education. UNESCO, P., 1966; Wоskоwski J., ? badan nad nauczycielami zawodu, Wr., 1966.
И. Добронравов, Э. Мирский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 966
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • gender socialization in education
  • history of women's education
  • Вальдорфская педагогика (Waldorf education)
  • Воспитание родителей (parent education)
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • Индивидуальное образование (individual education)
  • Исследования личности (personality research)
  • исследования по методологии науки М. Вебера
  • История женского образования
  • логические исследования в россии и ссср
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ
  • Методы эмпирического исследования (empirical research methods)
  • Национальная ассоциация образования (National Education Association)
  • Национально-территориальные образования
  • Образование консультанта (counselor education)
  • образования служба психологическая
  • ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЯ
  • Обучение в раннем детстве (early childhood education)
  • Открытое образование (open education)
  • Оценивание результатов обучения (grading in education)
  • Полевые исследования (field research)
  • Последипломное образование (graduate education)
  • ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Прикладные исследования (applied research)
  • Психиатрическая социальная работа (psychiatric social work)
  • Психологическая Служба Образования
  • Служба тестирования в образовании (education testing service)
  • Социология психологического знания (sociology of psychological knowledge)
  • Федеральный совет по народному образованию (American Council on Education)
  • ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь