НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ


НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
особый тип обществ. отношений, к-рые составляют одну из сторон морали. Последняя не сводится к явлениям сознания, а есть социальный институт, объективированная воля общества, включающая определ. требования, к-рые люди должны выполнять независимо от своего усмотрения, и подкрепляющие их нравств. санкции (обществ. одобрение и осуждение). Н. о. – это совокупность зависимостей и связей, в к-рые вступают люди между собой по отношению к обществу и самим себе в процессе нравственной деятельности, посредством к-рых осуществляется регулирование этой деятельности. Н. о. можно классифицировать по их содержанию, по форме, в к-рой в них выступает долженствование, и по способу обществ. связи между людьми в процессе их совместной нравственной деятельности.
По содержанию Н. о. различаются в зависимости от объекта (общество, группа людей, отд. индивиды) и характера обязанностей, лежащих на человеке (напр., обязанность трудиться, проф. мораль, специфич. обязанности по отношению к детям, престарелым, женщине и т.п.). Однако каковы бы ни были сфера этих обязанностей и их объект, человек в конечном счете всегда находится здесь в Н. о. к обществу в целом и самому себе как его члену, а не просто к тем или иным лицам или организациям. В этом, в частности, и состоит отличие нравств. требований от тех обязанностей, к-рые налагаются на человека просто в силу его принадлежности к особым группам и институтам. Спец. уставы, распорядки, инструкции могут приобретать силу нравств. требований только в том случае, если они выражают так или иначе долг человека перед обществом.
Ф о р м ы Н. о. различают в зависимости от того, каким способом выражается в них долженствование: в виде частного требования в к.-л. отд. ситуации; следования общепринятым нормам поведения; осуществления определ. морального качества, нравств. идеала, нравств. принципов (это находит отражение в соответствующих формах нравственного сознания). Во всех этих Н. о. человека к обществу его нравств. задача характеризуется различной мерой конкретности, обобщенности, различным масштабом и отдаленностью стоящих перед индивидом целей и соответственно различной ролью, к-рая принадлежит его личному решению и выбору.
Требования, исходящие от общества, определ. образом преломляются в деятельности нравств. личности, и здесь возникают новые Н. о. Поскольку обществ. требование становится личной задачей индивида, оно выступает в виде его долга. Границы долга, способность человека к выполнению долга и условия его правоты или виновности составляют его ответственность. Способность личности самостоятельно формулировать для себя нравств. законы и самостоятельно требовать от себя их выполнения называется совестью. Отношение индивида к самому себе как нравств. личности, обладающей определ. правами и обязанностями, выражается в его достоинстве.
П о с п о с о б у обществ. связи, возникающей между людьми в процессе их совместной деятельности, простейшим видом Н. о. является отождествление индивидом себя со всеми остальными. Примером этого являются нравы, где каждый индивид наравне со всеми практически проводит волю общества и повинуется ей. Но наряду с этим возникают Н. о., в к-рых тот или иной индивид оказывается в особом положении: он может предъявлять кому-то нравств. требование от лица общества или повиноваться требованию другого, оценивать действия других или сам быть объектом оценки, следовать чьему-то примеру или авторитету или же сам проявлять инициативу, оказывая воздействие на поведение окружающих, и т.п. То же самое происходит и в таких динамич. обществ. связях, как соревнование или массовое движение, где индивид может играть роль как пассивного объекта, испытывающего воздействие со стороны окружающих, так и активного субъекта, направляющего действия других.
Формы и способы Н. о. составляют содержание категорий теории морали, а различные сферы Н. о. и содержание соответствующих им нравств. обязанностей являются предметом изучения нормативной этики (см. Этика).
Лит. см. при ст. Нравственное сознание.
О. Дробницкий. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1768
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “Деонтология, или Наука о морали”
  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • “ЭТИКА, ИЛИ ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • Изменение личности или познавательной способности на почве органического поражения головного мозга, не относящееся к синдрому лобной доли
  • Или, Или. лама савахфани
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ
  • НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • ОРИЕНТАЦИЯ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ НА ЗАДАЧУ ИЛИ НА СЕБЯ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Расстройство личности с преобладанием социопатических или асоциальных проявлений
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь