ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
совокупность наиболее высоких и сложных форм деятельности больших полушарий головного мозга. Понятие В. н. д. введено в физиологию Павловым в связи с открытием условного рефлекса как новой, неизвестной до этого формы нервной деятельности. Понятием В. н. д. выделяется такая деятельность целого организма, благодаря к-рой обеспечивается его успешное и изменчивое приспособление к окружающему миру через образования временных связей в коре больших полушарий головного мозга. Такие связи образуются у животных и у человека в результате индивидуального жизненного опыта и прочно удерживаются благодаря постоянному подкреплению этих связей к.-л. жизненно важной функцией организма. Понятие В. н. д. противопоставлено Павловым понятию низшей нервной деятельности, в к-рую входят все приспособления рефлекторного типа, направленные в основном на регуляцию взаимодействия частей и органов самого организма в процессе поддержания его жизненно важных физиологич. констант. Нервные элементы, осуществляющие взаимодействие внутри организма на уровне низшей нервной деятельности, объединены связями уже в процессе развития зародыша. Наоборот, нервные связи, обеспечивающие В. н. д., образуются заново в процессе жизненного опыта животных и человека в зависимости от складывающихся внешних обстоятельств. В связи с этим низшая нервная деятельность определяется еще как врожденная нервная деятельность, а В. н. д. – как приобретенная в индивидуальном опыте животного.
Учение о В. н. д. представляет собой материалистич. фундамент для объективного изучения психич. деятельности человека. Учение о В. н. д. является прогрессивным физиологич. направлением, изучающим науч. методами самые высшие проявления мозга. Оно противопоставляется субъективным и идеалистич. направлениям в изучении психич. деятельности человека.
Состояние физиологии головного мозга до возникно-вения учения высшей нервной д е я т е л ь н о с т и. Да появления на физиологич. арене понятия условный рефлекс физиология мозга располагала весьма огранич. объемом знаний о работе этого органа. Было известно, что при раздражении нек-рых отделов мозга могут появиться те или иные двигательные проявления. При удалении же нек-рых областей мозга можно было заметить, что, напр., собака теряет какую-то часть своих способностей ориентироваться в окружающем мире ("собака не видит, не слышит, не понимает, не помнит" и т.д.). В силу отсутствия конкретных знаний о работе мозга образовался нек-рый разрыв между точной физиологич. наукой и общепринятыми житейскими представлениями о психич. деятельности человека. В течение многих лет изучением работы мозга занималась субъективная психология, дававшая в основном идеалистич. трактовку психич. деятельности человека, особенно в ее высших проявлениях – мышлении; она широко распространила свое влияние на область зоологии, наделяя животных особенностями человеч. психики.
Декартовское понятие рефлекса его преобразование учении высшей нервной деятельности. Павлов отмечал, что в основе всей его работы по изучению условных рефлексов лежит декартовское понятие рефлекса, считая его вполне научным, объективным, и полагал, что, руководствуясь им, можно приступать к разработке деятельности и высших отделов центральной нервной системы, т.е. в основном коры больших полушарий. Путь для материалистич. понимания работы мозга на основе рефлекторного принципа был проложен Сеченовым.
Приняв от Декарта вполне научное представление о начальном толчке (стимул) к началу рефлекторного действия и о материальном развитии самого рефлекторного ответа, Павлов значительно расширил эту схему (дуга рефлекса), введя новый элемент – подкрепление возникшего рефлекторного действия. Для Декарта рефлекторный акт кончался ответным действием, в силу чего он не смог понять объективных причин целесообразности рефлекторного ответа. Это заставило его обратиться к "высшему разуму", на долю к-рого он и относил целесообразное приспособительное значение всех рефлекторных ответов.
Введя подкрепление рефлекса пищей, Павлов тем самым подчеркнул, что рефлекторный акт становится целесообразным только потому, что организм всегда имеет афферентные сигнализации о том, в какой степени эффективно для организма в целом развернулось данное рефлекторное действие. Тем самым Павлов исключил всякую возможность объяснять целесообразность поведенческих актов животного на основе каких-то дополнительных нематериальных факторов.
Сов. физиологами установлено, что любой рефлекторный акт целого организма только тогда закрепляется и становится составной частью приспособительной деятельности организма, когда с периферии в результате рефлекторного действия в центральную нервную систему направляется вполне определенная афферентная сигнализация о результатах действия (обратная афферентация). Если же рефлекторное действие не достигло необходимого приспособительного эффекта, то неадекватная сигнализация об этом с периферии толкает организм на новое рефлекторное действие.
Принцип сигнализации его физиологическое содержание.
Центральным пунктом в учении о В. н. д. является принцип сигнализации. Именно благодаря ему были сформулированы все черты В. н. д. как специфич. раздела общей физиологии. В допавловской физиологии исследователи имели дело только с теми приспособительными актами животных, к-рые являлись ответом на настоящий стимул и приспосабливали животное к настоящему моменту. Существо принципа сигнализации состоит в том, что он определяет такие формы приспособления животного, когда последнее в своих ответных действиях предвосхищает течение будущих событий. Если на условный раздражитель, напр. звонок, животное выделяет слюну, то это происходит отнюдь не потому, что слюна может "переваривать" звонок, а потому, что она по всем своим свойствам предназначена для переваривания пищи, к-рая появится только в будущем. Т.о., с открытием условного рефлекса Павлов сделал возможным объективное научное исследование приспособления животного к будущим событиям. Это являлось новым для науки и открыло новый мир в деятельности коры больших полушарий головного мозга.
Павлов считал возможным слитие объективного с субъективным или изучение всей психич. деятельности "без остатка" на основе методов, понятий и терминов физиологии В. н. д. Наряду с этим Павлов не отрицал наличия субъективного мира человека и необходимости его изучения. Однако в этом вопросе он держался строго объективных научных позиций, признавая, что наиболее успешное и наиболее приемлемое понимание психич. деятельности может прийти только от физиологии В. н. д. Последующее развитие В. н. д. именно в сторону наиболее сложных форм психич. деятельности человека показало справедливость и правильность этой позиции. Учение Павлова о второй сигнальной системе, т.е. о речевой деятельности как деятельности, основывающейся на принципе сигнализации, показало, что именно здесь в дальнейшем будет критич. момент для взаимопроникновения физиологии В. н. д. с областью психологич. построений и концепций.
Учение о В. н. д. имеет важное значение для диалектич. материализма. Учение о В. н. д. закрыло пропасть между т.н. "душевной" деятельностью человека и материальными процессами тела, соединив то и другое строгими законами причинных взаимодействий. Учение о В. н. д. играет большую роль в естественнонауч. обосновании основного принципа материалистич. философии: материя первична, сознание вторично. К филос. значению учения о В. н. д. относится и тот факт, что условный рефлекс вскрывает одну из самых интимных сторон в развитии жизни на Земле – приспособление живых организмов к будущим событиям через механизмы временных связей и сигнальную деятельность больших полушарий. В настоящее время стало вполне достоверным то, что постоянная последовательность стимулов, жизненно важных для организма, может зафиксировать в его протоплазме определенные пути облегченного проведения возбуждения. Это правило относится, вероятно, и к простейшим организмам. Благодаря этому в поле зрения объективного исследования попала категория будущего, т.е. была объективно восполнена принадлежность организма прошлому, настоящему и будущему.
Лит.: Павлов И. П., Полн. собр. соч., т. 3, кн. 1–2 – Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных, 2 изд., М., 1951; т. 4– Лекции о работе больших полушарий головного мозга, 2 изд., М., 1951; Анохин П. К., Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии, "Вопр. психологии", 1955, No 6.
П. Анохин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1547
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • АСИММЕТРИЯ (ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ) ПОЛУШАРИЙ МОЗГА
  • деятельности Рубинштейна теория
  • деятельности теории
  • деятельности теория
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • Изучение деятельности
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в труде, учении, спорте)
  • НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • принцип единства сознания и деятельности
  • Принцип Единства Сознания И Деятельности
  • принцип единства сознания и деятельности в трактовке Леонтьева
  • Принципа Единства Сознания И Деятельности В
  • РАЗВИТИЕ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • стиль деятельности индивидуальный
  • строение деятельности
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Теория Деятельности
  • теория деятельности
  • тип высшей нервной деятельности
  • Типы высшей нервной деятельности
  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА
  • ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА
  • Этические правила речевой деятельности
  • Этические правила речевой деятельности
  • Этнические правила речевой деятельности
  • Этнические правила речевой деятельности
  • эффективность деятельности группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь