ШАО ЮН


ШАО ЮН
        Шао Яофу, Шао Канцзе (1011, Хэнчжан, пров. Хэбэй,— 1077), кит. философ, представитель неоконфуцианства. Был другом Чжан Цзая и братьев Чэн. Автор филос. трактатов «Хуан-цзи цзин-ши» («Высшие принципы, управляющие миром») и «Юй цяо вэнь-дуй» («Вопросы и ответы рыбака и дровосека»). В учении Ш. Ю. можно выделить три гл. идеи: существуют высшие принципы, управляющие Вселенной; они имеют числовое выражение; постичь их можно объективным путём, т. е. рассматривая все вещи с их т. зр. Как и др. неоконфуцианцы, считал, что возникновение вещей является результатом действия тайцзи, инь и ян, однако добавлял при этом концепцию «числа»: «изменение» (см. Чжоу Дунъи) управляется духовным началом, которое создаёт числа; числа образуют формы, а из форм возникают вещи. «Изменение» происходит в согласии с законом и является естественным. Человек — самый разумный среди созданий естеств. процесса, но, как и тьма вещей, управляется числами.
        Harlez Сh. de, L'ecole philosophique moderne de la Chine ou Systeme de la nature (Sing-Li), Brux., 1890, p. 77 — 110;
        см. также лит. к ст. Неоконфуцианство.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ШАО ЮН
    ШАО ЮН (Шао Яофу, Шао Канцзе, Байюань сяньшэн — “учитель из Байюаня”) [1011, Фанянь или Гуйчэн (современный уезд Хуэйсянь провинции Хэнань) — 1077] — китайский философ, один из основных создателей неоконфуцианства — “пяти учителей эпохи Сун” (наряду с Чжан Цзаем, ЧжоуДуньи, Чэн И и Чэн Хао). Основные сочинения — “Хуан цзи цзин ши” (“Упорядочение мира Высочайшим пределом”), “Юй цяо вэнь да” (“Вопросы и ответы рыбака и дровосека”).
    Создал целостное учение об идеальной (“прежденебесной” — сянь тянь) структуре Вселенной, единосущной человеческому сознанию и психике (синь — “сердцу”) и выраженной в системе нумерологических соответствий. Считал “числа” (шу) и “образы” (сян), воплощенные в графических схемах — триграммах и гексаграммах (см. Гуа) “Чжоу и”, абсолютно адекватными выражениями всех вещей и явлений; при этом числа первичны — они “рождают символы”. Свое учение Шао Юн называл “учением об образах и числах” (сян шу чжи сюэ) по аналогии с одним из направлений ицзинистики (“науки об “И цзине””, или “науки о переменах”, см. “Чжоуи”) эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.), а также “учением о прежденебесном”. С помощью чертежей толковал последовательности триграмм и гексаграмм, традиционно приписываемые мифическому основателю китайской цивилизации Фуси, как “прежденебесный план” — выражение идеального порядка мировых трансформаций (“превращений” — хуа), существовавшего до возникновения Неба и Земли. У Шао Юна этот порядок выступал воплощением “Великого предела” (тай цт), который прямо отождествлялся им с дао и рассматривался как некий график мирового процесса. Развивая тезис Мэн-цзы “Вся тьма вещей имеет полноту во мне” и вытекающие из него идеи самосовершенствования как условия “упорядочения” Поднебесной, Шао Юн идентифицировал человеческое “сердце” с “Великим пределом” и дао, а само “учение о прежденебесном” — с “законом сердца”. Из “сердца”, так же как из тождественного ему “прежденебесного плана”, исходят “тьма превращений и тьма дел”, поэтоwj <ак”мйаяю “ЗЯЖЙУЗ йвссда” даяж&о оСйсдачтоъ ддаальный миропорядок. Полагал, что регресс и гибель человеческого общества подчиняются универсальным циклическим закономерностям: два периода расцвета (эпохи правления “императоров” (хуан), затем “государей” (ди)) сменяются периодами упадка — правления “царей” (ванов), а затем периодом разрушения — правления “деспотов/гегемонов” (ба). Предложил концепцию космических циклов, структурно подобных году: цикл, равный 129 600 годам, состоит из 12 эпох, те — из 30 “оборотов” каждая, “оборот” включает 12 поколений по 30 лет. Начало цикла обозначается гексаграммой, выражающей равновесие сил инь ян, а заканчивает его гексаграмма, обозначающая максимум силы инь. В первую эпоху цикла рождается Небо, во вторую — Земля, в третью — человек, шестая — вершина общественной гармонии, пик которой пришелся на 3-е тысячелетие до н. э., после чего нарастание силы инь ведет Вселенную к концу в завершение 12-й эпохи. Затем начнется новый цикл. Сот.: Ичуань цзи жан цзи (Сборник произведений о вспахивании земли в Ичуане). Цзюаны 1—20, в изд.: Сы бу цун кань. Папка 151, т. 1702—1705. Шанхай, 1929; Хуан цзи цзин ши шу (Книга об упорядочении мира Высочайшим пределом). Шанхай, 1936; Liu Da (transi.). I Ching Numerology: Based on Shao Yung's Classic “Plum Blossom Numerology”. S. F., 1979.
    А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 982
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • лю шао
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • шао юн
  • ШАО-ХАО



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь