СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ


СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
        условное обозначение ряда филос. направлений, восходящих к ученикам Сократа; некоторые из них излагали свои воззрения в форме «сократических» диалогов; гл. собеседником в них, как и в диалогах Платона, был Сократ. Известны четыре таких направления: 1) киники, воспринявшие ряд идей Антисфена, но окончательно сложившиеся как школа в результате деятельности Диогена Синопского: Кратет, Менедем и автор сатир Менипп; 2) киренская школа, основанная Аристиппом из Кирены: Арета, Гегесий, Анникерид, Феодор; 3) мегарская школа, основанная Евклидом из Мегары: Евбулид, Стилпон и Диодор Крон; 4) элидоэретрийская школа, основанная Федоном из Элиды (по имени его назван один из диалогов Платона); его ученик Менедем перенёс местопребывание школы в Эретрию на Эвбее. К С. ш. относится и Академия Платона.
        Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, М., 1979; Guthriе W. К. С., A history of Greek philosophy, v. 3, Camb., 1971.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
    СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ, “СОКРАТИКИ” (oi ??????????) — философские школы, основанные вскоре после смерти Сократа его ближайшими учениками: Мегарская школа (Евклид), Элидская (Федон из Элиды, см. Элидо-эрет• рийская школа), Киренская школа (Аристипп), школа киников (Антисфен, Диоген Синопский); Платон основал Академию, история которой самостоятельна, хотя и связана с контекстом сократических школ,
    Для всех школ авторитетной фигурой был Сократ, память о котором его последователи стремились зафиксировать в “сократических сочинениях” (?????????? ?????). Главным персонажем этих сочинений неизменно был Сократ, а главной задачей — описание его характера (этоса). Такие сочинения писали возглавившие свои школы Антисфен, Федон, Аристипп и Платон (по существу, разработавший на основе традиционного собственный жанр философско-драматического диалога), а также Эсхин и Ксенофонт, не основавшие своих и не примкнувшие к другим сократическим школам. Особенностью всей сократической литературы был ее фиктивно-литературный, а не исторический характер.
    Считается, что единый образ Сократа последующая традиция как бы разбила на фрагменты, усилив ту или иную черту его образа жизни или морального учения. Стиль жизни киников соответствовал сократовскому пренебрежению к богатству и умению обходиться минимумом в еде, одежде и т. п. материальных благах; элидская школа усвоила взгляд на философию как на моральную проповедь, в этом отношении к ним примыкают киренаики, имеющие в целом, однако, больше отличий, чем сходств с остальными сократиками (их глава Аристипп интересовался риторикой и политической философией, давал уроки за плату и считал блатом удовольствие); мегарики отозвались на учение о единой добродетели, позднее диалектики. Все сократи™ большое внимание уделяли этическим вопросам, считая добродетель необходимым условием счастья, а философию — воспитанием души. Однако в этике у них были различные взгляды, иногда прямо противоположные: гедонизм Аристиппа и анти-гедонизм Антисфена и Ксенофонта.
    На фоне учения Платона философские достижения сократиков представляются незначительными. Немногие интересовались техническими философскими вопросами, среди них — Евклид из Мегары. Он доказывал несостоятельность суждений по аналогии (эпагоге), — излюбленный прием платоновского Сократа. Его школа просуществовала достаточно долго, хотя после работ Дэвида Седли (см. лит. к ст. Мегарская школа) принято считать, что учение мегарской школы и учения Диодора Крона и Филона из Афин (или “Филона-Диалекгика”) представляют собой разные, хотя и родственные школы. Дольше всего (ао 4 в. н. э. — ср. кинические симпатии Юлиана Флавия Клавдия) просуществовало движение киников, которые не отличались ни единством положительных взглядов, ни институциональной организованностью (ибо никогда не были в строгом смысле школой).
    Ист.: Socratis et Socraticorum Reliquiae, collegit, disposait, apparatibus notisque instroxit G. Giannantoni, 1.1—4,2 ed. Napoli, 1990. Лит.: Vander V/aeidt P. A. (ed.). The Socratic Movement. Ithaca, 1994. M. A. Coaonoea

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1224
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • ИСТОРИИ ИДЕЙ ШКОЛА
  • КИРЕНСКАЯ ШКОЛА
  • Киренская Школа
  • КИРЕНСКАЯ ШКОЛА, киренаики
  • люй школа
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
  • МЕГАРСКАЯ ШКОЛА
  • МЕГАРСКАЯ ШКОЛА
  • МЕГАРСКАЯ ШКОЛА, мегарики
  • ми школа
  • московская философско-математическая школа
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • сун-инь школа
  • ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ
  • ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ.
  • цзы сы - мэн-цзы школа
  • чэн - чжу школа
  • ШАРТРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА
  • школа
  • школа инь ян
  • школа мо
  • Школы без неудачников (schools without failure)
  • Школы пророков
  • Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
  • школы раннего буддизма
  • ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА
  • ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА
  • ЭЛИДО-ЭРИТРЕЙСКАЯ ШКОЛА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь