РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ


РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ
        политич. обстановка, предшествующая революции и характеризующаяся массовым революц. возбуждением, включением широких слоев угнетённых классов в активную борьбу против существующего строя. Р. с. служит показателем зрелости социально-политич. условий для революции, для завоевания власти передовым классом.
        Р. с. отличают следующие осн. признаки: 1) «кризис верхов», т. е. невозможность для господствующих классов сохранить своё господство в неизменном виде. Кризис политики господствующего класса создаёт ту трещину, в которую прорываются недовольство и возмущение угнетённых классов. Для наступления революции, отмечал В. И. Ленин, «... обычно бывает недостаточно, чтобы „низы не хотели", а требуется еще, чтобы „верхи не могли" жить по-старому. 2) Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов» (ПСС, т. 26, с. 218). Это обострение может быть вызвано ухудшением экономич. положения широких слоев населения, социальным бесправием и обездоленностью масс, резким углублением социальных антагонизмов. Взрыв массового недовольства может быть вызван и резким несоответствием между реальными возможностями эко-номич., социального, культурного прогресса и теми практич. результатами, крые получают от него широкие массы народа. 3) Значит. повышение политич. активности масс (см. там же). Боевые настроения стремительно нарастают, массы буквально рвутся к политике.
        Глубинная основа Р. с.— конфликт между производит. силами и производств. отношениями. Однако этот конфликт преломляется через призму сложной системы социально-политич. классовых отношений. Противоречия способа производства определяют Р. с. лишь в конечном счёте. Непосредственно она вытекает из взаимоотношений классов.
        Время возникновения Р. с., её формы и темпы развития зависят от всей системы социально-политич. отношений: от состояния гос. машины, прочности позиций господствующего класса, от силы революц. класса, его связей с др. слоями населения, накопленного им политич. опыта. Обострение противоречий социально-политич. жизни, противоречий между господствующими и угнетёнными классами — таковы причины, которые непосредственно определяют возникновение и развитие Р. с.
        Р. с. отличается нарастающим динамизмом. В своём развитии она проходит ряд стадий, начиная с явных признаков массового брожения и кончая общенац. кризисом, перерастающим в революцию. Чем выше стадия Р. с., тем большую роль в её дальнейшем развитии приобретает зрелость субъективного фактора, т. е. способность и готовность революц. классов осуществить назревшие преобразования, свергнуть власть господствующего класса. В период общенац. кризиса роль субъективного фактора становится решающей. Не всякая Р. с. достигает высшей стадии и превращается в революцию (Р. с. 1859—61 в России, Р. с. 1923 в Германии и мн. др.). Если прогрессивные классы по тем или иным причинам не готовы к активным и организованным действиям, то в развитии Р. с. наступает спад, массовое революц. возбуждение гаснет, господствующий класс изыскивает средства удержания власти в своих руках, возможность революции оказывается упущенной.
        Понятие Р. с. чрезвычайно важно для стратегии и тактики революц. рабочего движения. Историч. опыт доказывает, что попытки свергнуть власть господствующих классов при отсутствии Р. с. кончаются неудачей. Точное определение начала Р. с. позволяет установить момент активного включения всех революц. сил в непосредств. борьбу за власть.
        Какими бы специфическими ни были пути социальной революции в той или иной стране, переломному моменту взятия всей полноты власти революц. классом всегда предшествует Р. с. Таков объективный закон социальной революции.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ
(позднелат. situatio – положение) – предшествующее революции состояние общества, к-рое возникает в результате крайнего обострения антагонистич. противоречий и служит показателем зрелости объективных, социально-экономич. и политич. предпосылок революции. Ленин указывал след. гл. признаки Р. с. 1) Кризис "верхов", свидетельствующий о невозможности для господствующего класса сохранить свое господство в неизменном виде. "Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы "низы не хотели", а требуется еще, чтобы "верхи не могли" жить по-старому". 2) Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов. 3) Значительное повышение ...активности масс, ...привлекаемых как всей обстановкой кризиса, так и самими "верхами" к самостоятельному историческому выступлению. Без этих объективных изменений, независимых от воли не только отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция – по общему правилу – невозможна" (Соч. т. 21, с. 189–90).
Проблему Р. с. Ленин выдвинул в работах, написанных в период первой рус. революции; термин "Р. с." Ленин впервые использовал в янв. 1906 в ст. "Гос. дума и социал-демократич. тактика" (см. тамже, т. 10, с. 89).
Р. с. складывается и развивается на основе противоречий данного способа произ-ва. Но возникновение в обществе материальных условий, необходимых для появления новой социально-экономич. формации, недостаточно для того, чтобы вызвать революц. переворот. Обществ. противоречия должны еще со всей остротой проявиться в сфере политич. отношений, породить глубокий политич. кризис, достигающий степени Р. с. В совр. эпоху перехода от капитализма к социализму любая страна независимо от уровня ее развития может стать на путь, ведущий к социализму. Однако зрелость материальных предпосылок социализма в мировом масштабе еще не говорит о наличии объективных конкретно-историч. условий для социалистич. переворота в той или иной стране, к-рые только и позволяют непосредственно ставить вопрос о революции. Объективный характер перемен, отличающих Р. с., не позволяет рассматривать ее, как это делали нек-рые бурж. критики ленинизма, в качестве чисто стихийного процесса, к-рый не заключает элемента политич. сознательности масс. Отмечая рост активности масс как признак Р. с., Ленин показал, что ее возникновение предполагает определ. уровень субъективных условий, к-рые по отношению к задачам и политике борющихся классов и партий выступают как объективный фактор дальнейшего развития революции. Поэтому коммунисты в любых условиях готовят массы к революц. борьбе. Возникновение Р. с. свидетельствует только о возможности революции. Не всякая Р. с. приводит к революции. Так, Р. с. 1859–1861 и 1879–80 в России; в 1923 в Германии и многие другие не переросли в революции. Для успеха революции недостаточно объективных условий. Необходима и зрелость субъективного фактора – сознательность и организованность масс, готовность их к борьбе за новый строй, сплоченность вокруг опытного революц. авангарда. Основоположники марксизма решительно выступали против ультрареволюц. анархистских и заговорщич. течений вроде бакунизма, бланкизма и т.п., толкавших рабочее движение на путь вооруж. борьбы вопреки объективным условиям своего времени. Стремление к развязыванию революции при отсутствии Р. с. нашло проявление и в деятельности различных групп, выступавших под флагом марксизма ("левых" коммунистов, троцкистов, совр. "левых" оппортунистов). Ленин подверг критике как фаталистич. правооппортунистич. теории автоматич. крушения капитализма, так и волюнтаристские, авантюристич. взгляды "левых" в коммунистич. движении, готовых "подталкивать" революцию в убеждении, что ее успех зависит лишь от революционности одного авангарда.
В прошлом Р. с. часто возникали в связи с войнами и вызванными ими чрезвычайными потрясениями (Р. с., предшествовавшие Парижской Коммуне, революциям 1905–07 и 1917 в России, нар.-демократич. революциям 40-х гг.). Но марксисты никогда не рассматривали войну как обязат. условие вызревания Р. с. История дала немало примеров того, как и в периоды сравнительно мирного развития в отд. странах складывались Р. с. (напр., накануне франц. бурж. революции конца 18 в., революций 1848 в Европе, на Кубе в конце 50-х гг. 20 в.).
Совр. эпоха вносит новые черты и изменения в процесс формирования Р. с. Превращение социалистич. системы в решающую силу развития человечества создает благоприятные междунар. условия для мирового революц. движения и выступает как важный фактор вызревания Р. с. в капиталистич. странах. По сравнению с Р. с. прошлого возрастает роль субъективного фактора. В то же время развитие революц. процесса отличается значит. своеобразием в отд. странах или группах стран (в империалистич. странах, в странах со слаборазвитой экономикой и т.д.) и многообразием форм Р. с.
В зависимости от конкретных условий меняется соотношение, "удельный вес" гл. признаков Р. с. Р. с. в совр. условиях не связана обязательно с абс. обнищанием масс. Она вызывается обострением социальных бедствий различного рода и наступлением сил реакции (необеспеченность существования широких масс, угроза войны, попрание демократич. прав, стремление лишить рабочий класс его социальных завоеваний и т.п.). После возникновения Р. с. объективно сохраняется возможность как мирного, так и немирного развития революции, что зависит прежде всего от силы сопротивления господствующего класса.
Р. с. различаются степенью зрелости, накалом классовых противоречий. В марксистской лит-ре высказывались предложения различать ее ступени или фазы, для чего вводились понятия "общей" и "непосредственной" Р. с. (в нек-рых работах общая Р. с. неправомерно сближалась с общим кризисом капитализма и тем самым теряла свои специфич. черты). Определение этих граней и выработка тактики коммунистич. партии возможны только на основе всестороннего изучения сложившихся в той или иной стране условий.
Лит.: Ленин В. И., Равновесие сил, Соч., 4 изд., т. 9, с. 382; его же, Маевка революц. пролетариата, там же, т. 19, с. 194–96; его же, Распущенная Дума и растерянные либералы, там же, с. 228; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 21, с. 188–93; его же, Истинные интернационалисты: Каутский, Аксельрод, Мартов, там же, с. 364; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31, с. 65–66, 74–75; его же, О нашей революции, там же, т. 33; Гальперин Э. Ю., B. И. Ленин о Р. с., "Зап. Ленингр. с.-х. ин-та", 1959, вып. 75; Красин Ю. ?., Ленинская теория социалистич. революции, Л., 1960; Альварес С., Нек-рые вопросы Р. с., "ПМиС", 1963, No 12; Федосеев П., Материалистич. понимание истории и "теория насилия", "Коммунист", 1964, No 7.
А. Завадье. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1090
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции"
  • “ИЗ ГЛУБИНЫ. Сборник статей о русской революции”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ”
  • «ДВЕ ТАКТИКИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Город для колесниц
  • ДЛЯ-МЕНЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • Дорога для Рамы
  • ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ И ХАРАКТЕР НАЦИЙ
  • жертвенник для курений
  • Загон для овец, овечий хлев
  • Квота для женщин
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • Комплекс испытаний для получения водительских прав (driver's license testing)
  • Кондаков И.М. Методика Для Изучения
  • Конференция Для Священнослужителей Разных Вероисповеданий
  • Кувшин Для Умывания
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • Опросник Для Диагностики Устойчивых Форм
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • РОЛЬ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь