КАБЕ


КАБЕ
        (Gabet) Этьен (1.1.1788, Дижон,—7.11.1857, Сент-Луис, CILIA), франц. публицист, писатель, утопич. коммунист. Участник движения карбонариев и Революции 1830; историк революции («Популярная историяфранц. революции 1789—1830» — «Histoire popnlaire de la Revolution franchise de 1789 a 1830», t. 1—4, 1839—40). Из-за репрессий эмигрировал в Бельгию, затем в Великобританию (1834), где познакомился с Оуэном. Автор кн. «Как я стал коммунистом» («Comment je suis communiste», 1840). В 1840 в романе «Путешествие в Икарию» (v. 1—2, 1840; рус. пер., т. 1—2, 1935) изобразил коммунизм как ассоциацию, построенную на основе социального равенства, братства, единства и демократии в соответствии с принципами разума и требованиями природы. К. выдвинул лозунг: «Каждый по способностям, каждому по потребностям». Утопия К. имеет, однако, мелкобурж. черты: уравнительность потребления, сохранение индивидуальных ферм в с. хозяйстве, сохранение при коммунизме своеобразной религии пантеистич. толка и др. Коммунизм, по К., может быть осуществлён путём убеждения и мирных реформ. В целом в утопии К. много общего со взглядами коммунистов-утопистов 18 в. К. Маркс характеризовал К. как «...самого популярного, хотя и самого поверхностного представителя коммунизма» во Франции (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 146).
        Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М., 1960, с. 207—38; В о n n a u d Р., E. Gabet et son oeuvre. P., 1900; С r e t i n o n J. F. et L а с o u r F. M., Voyage en Icarie..., P., 1952.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


КАБЕ
(Cabet), Этьенн (1 янв. 1788 – 8 нояб. 1856) – франц. утопич. коммунист. Сын ремесленника, адвокат по политич. делам; участник движения карбонариев и революции 1830; историк революции и издатель радикально-демократич. журн. "Le Populaire" (с 1833); из-за репрессий эмигрировал в Бельгию, затем в Англию.
В 1840 К. изложил свои утопич. взгляды в романе "Путешествие в Икарию" ("Voyage... en Icarie", v. 1–2) и вскоре приступил к изданию "Икарийского альманаха..." ("Almanach icarien, astronomique, scientifique, industriel et social", 1843–48; 1852). Пропаганда "икарийского коммунизма" вызвала решит. противодействие со стороны реакц. сил. Вместе с тем она встретила критику и со стороны революц. коммунистов, считавших вредным план эмиграции с целью создания коммунистич. колоний. В среде франц. ремесленников и рабочих эта пропаганда имела значит. успех. При содействии Оуэна К. удалось получить бесплатно в Техасе участок земли для организации колонии, и с этой целью он отправился в Америку (1849). В 1851 К. вернулся во Францию, где возобновил политич. деятельность, но гос. переворот 2 дек. вынудил его эмигрировать в Лондон. В августе 1852 К. снова прибыл в Америку, чтобы наладить деятельность колонии икарийцев, однако среди последних вскоре начались раздоры, приведшие к глубокому кризису, в результате к-рого К. был исключен из колонии. Вместе со своими сторонниками он основал в 1856 другую общину, но в том же году умер.
Изучая историю Франции и Англии, познакомившись с коммунистич. утопиями, К. развил идеи коммунизма, к-рые он считал осуществимыми посредством убеждения и мирных реформ, для чего потребуется длительный переходный период. К. утверждал, что коммунизм перестал быть утопией, поскольку пром. прогресс, обеспечивая благополучие для всех, делает его осуществимым. К. мыслил коммунизм, как ассоциацию, построенную на основе равенства, братства и единства, а также на основе уничтожения аристократии, ликвидации социального неравенства и установления демократии. Такое построение общества соответствует, по К., принципам разума и требованиям природы. В рационалистич. теории К. отсутствовало правильное понимание законов историч. развития и роли пролетариата в совр. обществе. Проникнутая идеями пантеизма, она придавала коммунизму религ. налет. По сравнению с учениями крупнейших социалистич. мыслителей 1-й пол. 19 в. она означала шаг назад. Тем не менее, вследствие классовой незрелости пролетариата, К. на нек-рое время стал, по словам Энгельса, "признанным представителем огромной массы французских пролетариев" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 43). Маркс характеризовал К. как "самого популярного, хотя и самого поверхностного представителя коммунизма" (там же, т. 2, с. 146). После уроков революции 1848 и появления теории науч. коммунизма "икарийский коммунизм" К. вскоре сошел с историч. сцены.
Соч.: "Путешествие в Икарию" – самое популярное соч. К., впервые появилось в 1840 в Париже без указания действительного автора под заглавием: "Путешествие и приключения лорда Уильяма Керисдолла в Икарии, пер. Т. Дюфрюи с английского сочинения Френсиса Адамса" ("Voyage et Aventures de lord William Carrisdall en Icarie, traduits de l'anglais de Francis Adams par Th. Dufruit"). Co 2-го издания (Париж, 1842) книга стала выходить как соч. Э. Кабе под названием: "Путешествие в Икарию. Философский и социальный роман" ("Voyage en Icarie, roman philosophique et social"); в таком виде она переиздавалась в Париже трижды – в 1845, 1846 и 1848. Книга состоит из трех частей: описания путешествия в воображаемую страну; рассказа о переходе Икарии от старого обществ. порядка к строю общности – коммунизму; изложения основ учения об общности. Со 2-го издания книге предпосылалось предисловие, обосновывающее цели, замысел и построение произведения.
Переводы "Путешествия в Икарию" на др. языки (нем., англ. и исп.) появлялись в 19 и 20 вв. (нем., Р., 1847, исп., Barcelona, 1848, 1929). На рус. яз. книга переведена в 1914 М. Эйблером под ред. В. В. Святловского (не была издана), сокращ. перевод М. П. Богословской, [М. ], 1924; полный перевод издан в 1935 под ред. Э. Л. Гуревича; последнее, изд. 1948, ч. 1–3, [т. 1–2 ], с коммент. Э. Л. Гуревича и Ф. [Б. ] Шуваевой и вступ. ст. В. П. Волгина.
Revolution de 1830 et situation presente, P., 1832; Histoire populaire de la Revolution francaise de 1789 a 1830, t. 1–4, P., 1839–40; Douze lettres d'un communiste a un reformiste sur la communaute, P., 1841;Tout la verite au peuple..., P., 1842; Propagande communiste, P., 1842; Comment Je suis communiste et Mon credo communiste, 5 ed., P., 1847; Le vrai christianisme suivant Jesus-Christ, 3 ed., P., 1848; Insurrection du 23 juin, ses causes, son caractere et ses suites..., P., 1848; Colonie ou Republique icarienne dans les Etats-Unis d'Amerique..., 2 ed., P., 1854.
Лит.: Маркс К. и Энгельс ?., Соч., 2 изд., т. 1–7, М., 1955–56 (по Указат. имен); Люкс Г., Этьен Кабэ и икарийский коммунизм, пер. с нем., СПБ, [1906 ]; Гепнер ?., Икарийцы в Сев. Америке, пер. с нем., СПБ, 1906; Волгин В. П., Французский утопический коммунизм, М., 1960, с. 207–38; Carie H. et Beluze J.-P., Biographie de'Etienne Cabet, fondateur de l'ecole Icarienne, livraisons 1–4, P., 1861–62; Shaw ?., Icaria, a chapter in the history of communism, N. Y.–L., 1884; Bonnaud F., Etienne Cabet et son oeuvre, P., 1900; Prudhommeaux J., Icarie et son fondateur, Etienne Cabet..., P., 1907; Angrand P., Etienne Cabet et la republique de 1848, P., 1948.
И. Зильберфарб. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


КАБЕ
    КАБЕ (Cabet) Этьенн (1 января 1788, Дижон— 8 ноября 1856, Сен-Луи, США) — представитель французского утопического коммунизма, сын ремесленника, адвокат, участник революционной организации карбонариев; член палаты депутатов (1831); эмигрировал в Бельгию, затем в Англию. В качестве проповедника “реформаторского коммунизма” вел ожесточенную полемику со сторонниками “революционного коммунизма” во главе с Дезами. После выхода в свет утопического романа “Путешествие в Икарию” (Voyage... en Icarie, ?. 1—2,1840) издавал “Икарийский альманах” (1843—48,1852); получив в 1849 в Техасе бесплатно участок земли, отправился с группой единомышленников в Америку, где попытался осуществить свою утопию.
    Будучи продолжателем Бабефа, Кабе интерпретировал его учение на сен-симонистский манер. Цель его — установление демократии и христианства в его изначальной чистоте. Он выступал за обобществление труда и его орудий, движимого и недвижимого имущества, благ, предметов потребления, хотя собственность в Икарии временно (в течение 50 лет) и должна сохраниться. Коммунизм для Кабе — ассоциация, построенная на основе равенства, братства и единства, упразднения всех привилегий. В политическом отношении высказывался за республику, устанавливаемую на основе всеобщего избирательного права. Однако правление Икарии напоминает скорее диктатуру Созданная Кабе община, несмотря на внутренние расколы и конфликты, просуществовала до 1888. Соч.: Путешествие в Икарию. ч. 1—3. M.—Л., 1948.
    Лит.: Гекнер А. Икарийцы в Северной Америке. СПб., 1906; Волгин В. П. Французский утопический коммунизм. М.. 1960.
    M. M. Федорова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1128
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции"
  • "ПУТЕШЕСТВИЕ В ИКАРИЮ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ДВЕ ТАКТИКИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • «КАЗАРМЕННЫЙ КОММУНИЗМ»
  • «КЛАССОВАЯ БОРЬБА BО ФРАНЦИИ с 1848 по 1850 г.»
  • «ПОД ЗНАМЕНЕМ МАРКСИЗМА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Битва под Адрианополем (1205)
  • Больное путешествие
  • ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ И ХАРАКТЕР НАЦИЙ
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КОММУНИЗМ
  • КОММУНИЗМ
  • КОММУНИЗМ
  • КОММУНИЗМ ВОЕННЫЙ
  • КОММУНИЗМ КАЗАРМЕННЫЙ
  • КОММУНИЗМ НАУЧНЫЙ
  • КОММУНИЗМ ПЕРВОБЫТНЫЙ
  • КОММУНИЗМ УРАВНИТЕЛЬНЫЙ
  • КОММУНИЗМ УТОПИЧЕСКИЙ
  • НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ
  • ОРЕСТ 1 АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ. СМЕРТЬ АГАМЕМНОНА
  • ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ
  • Путешествие
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕСЕЙ 5 ПУТЕШЕСТВИЕ НА КРИТ
  • Царь Сомака и сын его Джанту



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь