ИОАНН ФИЛОПОН


ИОАНН ФИЛОПОН
        (?), греч. философ рубежа 5—6 вв., совмещал аристотелистски вышколенную учёность александрийской школы неоплатонизма с принципами христ. мировоззрения. Автор многочисл. комментариев к Аристотелю (из них сохранились комм. к «Категориям», «Аналитикам» 1-й и 2-й, «Метеорологии», «О душе», «Физике», «О возникновении II уничтожении»), важных для вост. патристики, в частности оказавших непосредств. влияние на Иоанна Дамаскина. В соч. «Устроитель, или О единстве», известном по цитатам у визант. авторов и сирийскому пер., выступает как представитель монофизитства, склоняющийся к «тритеизму». В трактате «Против Прокла по вопросу о вечности мира» (ок. 529) подверг критике неоплатонич. интерпретацию платоновского «Тимея» (творение космоса как вневременной акт), истолковав его в духе ветхозаветной книги Бытия, с которой, по мнению И. Ф., Платон был знаком. Составил «Семь книг толкований на создание мира но Моисею», комм. ко «Введению Никомаха», «Описание астролябии».
        CAG, ?. 13 (1—3); ?. 14 (1—2); ?. 15—18; De opificio mundi, rec. G. Reichardt, Lpz., 1897; De aeternitate mundi contra Proclum, cd. H. Habe, Lpz., 1899.
        SaffreyH. D., Le chretien Jean Phuopon et la siirvivance de l'ecole d'Alexandrie, «Revue des etudes grecques», 1954, v. 67, № 316 — 18, p. 396—410.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ИОАНН ФИЛОПОН
    ИОАНН ФИЛОПОН (??????? ? ????????? или Иоанн Грамматик, что свидетельствует о том, что он не был профессиональным преподавателем философии; ок. 490—570) — греческий философ, совмещавший вышколенную ученость александрийской школы неоплатонизма с принципами христианского мировоззрения. Крещен во младенчестве. Под влиянием Аммония, сына Гермия, приобщился к философии. Издал комментарии Аммония к сочинениям Аристотеля: к “Аналитике и II”, “О возникновении и уничтожении”, “О душе” (содержат указание на то, чтоони являются записями семинаров Аммония), к “Категориям”, “Физике”, “Метеорологике”; переиздал (вслед за Асклепием) комментарий на “Введение” Никомаха; автор знаменитого сочинения “Против Прокла по вопросу о вечности мира” (529), а также сочинения “Против Аристотеля” (ок. 530—534, известно благодаря цитатам и критике Симпликия в комментарии к аристотелевскому “О небе”); поздний трактат “О творении мира” (“Семь книг толкований на творение мира по Моисею”) посвящен Сергию, патриарху Антиохийскому в 546—549. В сочинении “Арбитр, или О единстве”, известном по цитатам византийских авторов и сирийскому переводу, выступает как представитель монофизитства, склоняющийся к “тритеизму”. Автор “Описания астролябии”.
    В развитии Иоанна Филопона выделяются два периода. Первый представлен комментариями к Аристотелю в духе Аммония: для этого периода (после 517) свойственно традиционное для позднего платонизма представление о структуре универсума, в ряде моментов объединяющее Платона и Аристотеля (сверхбытийное единое, ум-демиург, являющийся и производящей, и целевой причиной, трансцендентные умы, рациональные души, сфера небесная, сфера подлунная, четыре элемента, материя). Второй период, начинающийся с 529 (времени появления эдикта Юстиниана о закрытии философских школ, что и послужило поводом для декларации новых взглядов), характеризуется упрощенной схемой универсума (личный бог-ум есть высший уровень иерархии, творение мира — результат свободного божественного изволения, мир не является больше божественным). В сочинении “Против Прокла по вопросу о вечности мира” (529) Иоанн Филопон подверг критике неоплатоническую интерпретацию платоновского “Тимея” (творение космоса как вневременной акт), истолковав его в духе ветхозаветной книги Бытия, с которой, как он считал — в духе длительной традиции христианских богословов, — Платон был знаком. В сочинении “Против Аристотеля” (со ссылкой на сочинение Прокла “Возражения Аристотеля на “Тимея” Платона” 31,7 слл.) противопоставляются учения Платона и Аристотеля, у которого критикуется теория эфира, вечности мира и т. п. Впоследствии (в соч. “О творении мира”), вероятно, под влиянием монофизитов, почитавших Аристотеля, Иоанн Филопон смягчается в его неприятии (напр., принимает определение души как энтелехии — 278,3, блага как предмета всеобщего стремления — 293,7 и т. д.), хотя и продолжает подчеркивать неприемлемость его учения о том, что мир не имеет начала (82,10) и т. п. Здесь же он обсуждает теорию “импетуса” применительно к возннкновнию мира в целом.
    Реагируя на полемические выпады Иоанна Филопона, Симпликий называет его “новичком”, представителем “новомодной болтовни” (под которой разумеется христианство), пытающимся привлечь внимание непросвещенной публики, но не способным понять глубокой согласованности учений Платона и Аристотеля (“О небе”, 42, 17 слл., и др.); душа Филопона, согласно Симпликию, одержима не разумом, а страстями и воображением. Нападки Филопона на Аристотеля Симпликий сравнивает с акцией Герострата, сжегшего храм Артемиды Эфесской (“Физика” 200, 30 слл.). Богословские взгляды Филопона были осуждены на Константинопольском соборе 680/681. Между тем его сочинения оказали влияние на арабов, латинский Запад (теория “импетуса” была воспринята Буриданом и Орезмом), мыслителей Возрождения (Пико делла Мирандола, Галилей). Начиная с 16 в. на европейскую мысль влияли латинские переводы комментариев Филопона на Аристотеля и его полемика с Проклом.
    Соч.: CAG, ?. 13 (1—3); ?. 14 (1—2); ?. 15—18; De opificio mundi, rec. G. Reinhardt. Lpz., 1897; De aeternitate mundi contra Proclum, ed. H. Rabe. Lpz., 1899, repr. Hildesheim, 1963; Le commentaire de Jean Philopon sur le troisieme livre du “Traite de l'ame” d'Aristote..., ed. par M. de Corte, Liege—P., 1934; Segonds A. Jean Philopon, Traite de l'Astrolabe. P., 1981; Segonds A. A propos d'une page du “De aeternitate mundi” de Jean Philopon, SOPH1HS MA1HTORES, Melanges Jean Pepin, publies sous la dir. de M.O.Goulet-Caze, G.Madec, D.O'Brien, P., 1992, p. 461—479 (переводи комментарий двух текстов Филопона о творении души в “Тимее”: De aeternitate mundi, р. 115, 22—121, 9 Hayduck); Against Aristotle, on the eternity of the world, transi, by Chr. Wildberg, L., 1987; Corollaries on place and void. With Simplicius, Against Philoponus on the eternity of the world, transi, by D. Furley and Chr. Wildberg, L., 1991; On Aristotle On the intellect: (de Anima 3, 4—8), transi, by Charlton, with the assistance of F. Bossier, and a preface by R. Sorabji, L., 1991; On Aristotle Physics [V-VIII], transi, by P. Lettink et J.O. Urmson; [III], transi, by M.J. Edwards. L., 1994; Sanda A. Opuscula Monophysitica lohannis Philoponis. Beirut, 1930. Лит.: Saffrey H. D. Le chretien Jean Philopon et la survivance de l'ecole d'Alexandrie.— “Revue des Etudes Grecques”, 1954, v. 67, ? 316—18, p. 396—410; Lucchetta G. A. Aristotelismo e cristianismo in Giovanni Filopono.— “Studi Patavina”, XXV, 1978, p. 573-593; ffadol I. Le probleme du Neoplatonisme Alexandrin. Hierocles et Simplicius. P., 1978; Tae-Soo L. Die griechische Tradition der aristotelischen Syllogistik in der Spatantike. Eine Untersuchung uber die Kommentare zu den analytica priora von Alexander Aphrodisiensis, Ammonius und Philoponus. Gott., 1984; Verrycken K. The development of Philoponus' thought and its chronology. — Aristotle Transformed, ed. R. Sorabji. L., 1990, p. 233—274; Ebbesen S. Philoponus, 'Alexander' and the origins of medieval logic. — Ibid., p. 445—462; Verrycken K. De vroegere Philoponus. Een Studie van het Alexandrijnse Neoplatonisme.— “Klasse de Letteren”, Jaargang 56, No. 153, 1994, p. 284; De fiaas F. A. /. John Philoponus New Definition of Prime Matter. Aspects of its Background in Neoplatonism and the Ancient Commentary Tradition. Leiden, 1996.
    Ю. А. Шичалин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1205
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Anima mundi
  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • “ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ”
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • ВНЕВРЕМЕННОСТЬ МИРА
  • Иллюзия Аристотеля
  • иллюзия Аристотеля
  • ИОАНН ФИЛОПОН
  • МАНИФЕСТ МИРА
  • МИРА БАИ
  • Модель мира
  • МОДЕЛЬ МИРА
  • Модель мира
  • образ мира
  • Образ Мира
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • расколдовывание мира
  • СЕРЕДИНА МИРА
  • Сотворение мира, творение
  • Стихии мира
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Творение мира
  • ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  • Хранители мира



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь