АВСТРОМАРКСИЗМ


АВСТРОМАРКСИЗМ
        течение, сложившееся в нач. 20 в. в австр. социал-демократии под влиянием теоре-тич. работ и политич. деятельности её лидеров и идеологов К. Реннера, О. Бауэра, М. Адлера, Р. Гильфердинга (в начале его деятельности), Ф. Адлера и др. В период между двумя мировыми войнами в политич. литературе «австромарксистской» называлась вся австр. с.-д. партия. А., как и австр. социалдемократии в целом, были присущи мн. характерные реформистские черты зап.европ. социалдемократии того времени и, в частности, точка зрения, что теоретич. взгляды не имеют прямой связи с политич. практикой и являются личным делом каждого. Для А. характерна внутр. противоречивость. Некоторые из австромарксистов, напр. Ф. Адлер, были сторонниками учения Э. Маха, другие, как М. Адлер, пытались соединить марксизм с неокантианством.
        Существ, разногласия распространялись также на вопросы политич. борьбы. В то время как Бауэр был центристом, Реннер принадлежал к правому крылу партии, а Ф. Адлер, начав политич. деятельность с выступлений против социал-шовинистской позиции руководства австр. социалдемократии в годы 1-й мировой войны, закончил антисов. и антикоммунистич, выступлениями. А. в целом представлял собой, т. о., конгломерат самых разнородных науч. и политич. взглядов.
        Нац. вопрос был одним из гл. предметов обсуждения в австр. социал-демократии вплоть до распада Австро-Венгрии (1918). Австр. социал-демократия была первой с.-д. партией, принявшей спец. программу по нац. вопросу — Брюннскую программу (1899), в которой выдвигался принцип территориального федеративного устройства Австрии.
        В работах Реннера (1899, 1902) и Бауэра (1907) сложилась теория культурнонациональной автономии, не учитывающая терр. расселения нации и основанная на ошибочном понимании нации как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы. По существу она имела националистич. содержание. Сторонники А. неоднократно выступали с требованием пересмотреть, конкретизировать Бргоннскую программу, однако эти требования не были осуществлены. Т. зр. австромарксистских теоретиков изменялась на протяжении последующего периода. Так, папр., Бауэр писал в 1913: «Австрия будет превращена в федеративное государство автономных наций или же прекратит свое существование», а в нач. 1918 группа Бауэра признала в своей платформе право наций на самоопределение.
        Действит. характер А. ярко проявился в период между двумя мировыми войнами, когда лидеры австр. с.-д. партии пытались занять промежуточную позицию между 2-м и 3-м Интернационалами. Они играли руководящую роль в создании т. н. 2V2-ro Интернационала (1921—23), затем слившегося со 2-м Интернационалом, в который вернулась и австр. с.-д. партия.
        В эти годы А. отличался от правого крыла междупар. социал-демократии как теоретич. взглядами, так и практич. политикой. Линцская программа австр. с.-д. партии (1926) теоретически признавала при обострении классовой борьбы целесообразность и возможность диктатуры пролетариата для подавления сопротивления буржуазии законному ггр-ву рабочего класса. Для обороны от нараставшей опасности фашизма австр. с.-д. партия создала массовую вооруж. оргцию (Шуц-бунд) и в февр. 1934 призвала трудящихся к вооруженному выступлению против австрофашистского нр-ва. Однако это было сделано с опозданием, и теория обороны обрекла рабочий класс на отступления и поражения.
        В дальнейшем в эмиграции некоторые лидеры А. сделали выводы из губительных последствий раздробленности рабочего движения и выступили за создание единого антифаш. фронта борьбы. В то же время в нац. вопросе представители А. придерживались ошибочной позиции. Они отрицали наличие процесса возникновения австр. нации и после захвата Австрии (март 1938) гитлеровской Германией выступили против лозунга борьбы за независимость Австрии, считая, что только общегерм. революция может освободить Австрию от фашизма и что после этого Австрия останется в составе Германии. Ошибочные концепции А. в нац. вопросе возродились здесь на новой основе.
        После 2-й мировой войны правое руководство Социалистич. партии Австрии полностью отказалось от марксизма, от всей прогрессивной части политич. и теоретич. наследия А. Вместе с тем правосоциалистич. лидеры, как и мн. бурж. политики и учёные, обращаются к А. в поисках историч. опыта.
        Ленин В. И., О «культурно-нац.» автономии, ПСС, т. 24; его же, Критич. заметки по нац. вопросу, там же; его же, К истории нац. программы в Австрии и в России, там же; его же, Заметки публициста, там же, т. 40; его же, Письмо к австр. коммунистам, там же, т. 41; Т у p о к В. М., От А. к совр. ревизионизму, «Новая и новейшая история», 1958, N« 4; Семёнов Ю. И., Из истории теоретич. разработки В. И. Лениным нац. вопроса, «Народы Азии и Африки», 1966, № 4, с. 106—29; М о га-msen H., Die Sozialdemokratie und die Nationalitatenfrage im Habsburgischen Vielvolkerstaat, W., 1963;
        см. также лит. к статьям Национальный вопрос. Нация.
        В. М. Турок.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


АВСТРОМАРКСИЗМ
одна из разновидностей ревизионизма, сложившаяся в конце 19 в. внутри австр. с.-д-тии и связанная с теоретич. работами и политич. деятельностью К. Реннера, О. Бауэра, М. Адлера, Ф. Адлера и др. с.-д. лидеров. Особенно широкое распространение А. получил в период между мировыми войнами, когда лидеры австр. с.-д-тии стремились играть руководящую роль в лагере междунар. реформизма.
Причины возникновения и развития А. совпадают с осн. причинами возникновения бернштейнианства и др. оттенков ревизионизма и оппортунизма в рабочем движении. Вместе с тем в соответствии с особыми историч. условиями развития Австро-Венгрии и Австрии А. отличался и нек-рыми специфич. свойствами.
Как и др. ревизионисты, австромарксисты – противники диалектич. и историч. материализма. Их филос. концепции представляют собой набор взглядов, заимствованных из различных идеалистич. филос. учений. Философия А. является своеобразным сочетанием махизма и неокантианства.
Австромарксисты отрицают историч. закономерности и выводят необходимость победы социализма из нравственно-этич. соображений, превращая социализм из науки в разновидность вероучения. А. отрицает неизбежность ломки бурж. гос-ва, утверждая, что элементы социализма возникают в рамках капитализма и что в результате эволюц. процесса созревания этих элементов капиталистич. общество постепенно превратится в социалистическое. Австромарксисты отвергают ленинское учение об империализме.
На основе ревизии политич. экономии марксизма лидеры австр. с.-д-тии преподносили и преподносят рабочему классу систему мероприятий, к-рая якобы должна содействовать постепенному переходу от капитализма к социализму. В частности, сюда относится пресловутая теория постепенной "социализации" капиталистич. пром-сти бурж. гос-вом, с помощью к-рой с.-д. министры, входившие в коалиц. пр-ва австр. республики, удерживали австр. пролетариат от решающих выступлений в годы революц. подъема 1918–20.
Австромарксисты отрицают необходимость завоевания власти и установления диктатуры пролетариата.
А. отличался также особой тактикой в борьбе за влияние на массы. В отд. случаях австромарксисты прибегали ко всеобщей забастовке, но превращали ее из орудия революц. борьбы в средство отвлечения от этой борьбы.
Одной из отличит. черт А. была его позиция в нац. вопросе. В конце 19 - начале 20 вв. австромарксисты разработали теорию т.н. культурно-национальной автономии. В. И. Ленин показал реакционность и несостоятельность этой теории. В условиях многонациональной Австро-Венгрии позиция австр. с.-д-тии в нац. вопросе на деле означала поддержку режима нац. гнета и являлась утонч. формой пангерм. национализма. В годы 1-й республики (1918) австр. с.-д-тия выступала с открыто пангерм. позиций и добивалась включения Австрии в состав Германии. Австромарксисты, в частности Ф. Адлер, активно содействовали организации антикоммунистич. т.н. 2 1/2 -го Интернационала. В 1923 по их инициативе 2 1/2 Интернационал слился со 2-м Интернационалом. После 2-й мировой войны лидеры социалистич. партии Австрии заняли последовательно антимарксистскую позицию. Об этом свидетельствует съезд социалистической партии в мае 1958, принявший новую программу партии. В противоположность учению о классовой борьбе в ней выдвигается т.н. теория "средних классов", учению о пролетарской революции – рассуждения о возможности "синтеза" частной инициативы с государств, регулированием и "планом", кризисы предлагается предотвращать путем "антициклических" финансовых мероприятий. Австр. правые социалисты взяли на свое вооружение идеологию открыто антимарксистскую, антикоммунистическую как по своему существу, так и по форме.
Лит.: Ленин В. И., О "культурно-национальной" автономии, Соч., 4 изд., т. 19; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 20, с. 17–23; его же, К истории национальной программы в Австрии и в России, там же, т. 20: его же, Развращение рабочих утонченным национализмом, там же, т. 20; его же, О "демократии" и диктатуре, там же, т. 28; его же, Заметки публициста, там же, т. 30; его же, Письмо к австрийским коммунистам, там же, т. 31; Сталин И. В., Марксизм и национальный вопрос, Соч., т. 2; Лифшиц М., Странный социализм, "Новое время", 1958, NoNo 9, 10, 13.
В. Турок. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1437
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ДВЕ ТАКТИКИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • знание-как и знание-что
  • Идли (там.)
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • НАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ ГОСУДАРСТВО
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • ОРЕСТ 1 АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ. СМЕРТЬ АГАМЕМНОНА
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ПАРТИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ
  • психического как процесса концепция
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь