ЭМЕРСОН


ЭМЕРСОН
        (Emerson) Ралф Уолдо (25. 5.1803, Бостон,— 27. 4. 1882, Конкорд, близ Бостона), амер. философ-идеалист, основоположник трансцендентальной школы (см. Трансценденталисты), поэт и эссеист. Изучал теологию в Гарвардском университете, был священником-унита-рием, в 1832 отказался от церк. сана. Через Карлейля Э. усвоил идеи нем. классич. идеализма. В 1836 Э. основал в Конкорде «Трансцендентальный клуб», издавал с 1840 журн. «The Dial». Учение Э. носило характер спиритуализма: дух, по Э., — единственная реальность, природа — символ духа. С позиций пантеизма и панпсихизма Э. рассматривал природу как одушевлённую, проникнутую «сверхдушой». Этика Э., при всей её пантеистической настроенности, резко индивидуалистична: главное её устремление — совершенствование личности. По своему социально-политическому мировоззрению Э. был мелкобурж. демократом: он остро критиковал окружавшую его капита-листич. действительность, вскрывал её несоответствие нравств. идеалам. Обществ. идеал Э. — частнособствен-нич. утопия, предписывающая каждому человеку иметь ферму или быть независимым ремесленником. Э. настойчиво проповедовал идеи свободолюбия, выступал против рабовладения, был яростным врагом милитаризма. Complete works, v. 1—12. Boston —N. ?., 1903—04; в рус. пер.— Нравств. философия, ч. 1—2, СПБ, 1868; Соч., т. 1—2, СПБ, 1902—03; Высшая душа, М., 1902; Избранники человечества, ?., 1912.
        Паррингтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 2, М., 1962, ч. 3. гл. 2; Cooke G. W., R. W. Emerson: his life, writings and philosophy, Boston. 1881; Busk R. L., Life of R.W.Emerson, N. Y., 1949; Bishop J., Emerson on the soul, Camb., 1964,

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ЭМЕРСОН
(Emerson)
Ралф Уолдо (род. 25 мая 1803, Бостон – ум. 27 апр. 1882, Конкорд, близ Бостона) – амер. философ; был дружен с Карлейлем, познакомил Северную Америку с нем. идеализмом. Сам он называл себя «бесконечным искателем без прошлого», отклонял в принципе догматизм философских школ и систем и боролся против материализма и прагматизма. В его философии можно различить три осн. момента: 1) дух есть единственно реальное, он является носителем божественного; имманентные мысли о божественном существуют как в природе, так и в душе; 2) центральное метафизическое значение души как первоисточника ценностей и истин; философия есть возникающий в самой человеческой душе взгляд на строение мира; 3) одушевление всей природы или понимание ее как духовного абсолюта: природа есть все и все есть природа, также и душа; дух есть сверхдуша. Эмерсоновский идеал личности есть сама себя формирующая, идеалистически-активная личность; чем сильнее личность человека, тем в большей степени он является «репрезентативным» – намек на (абсолютную) истину. Особенным успехом пользовалась его работа «Essays on representative men» (1849). Осн. философские произв.: «Nature», 1836; «Essays», 1841 – 1844; «Complete works», 14 vol., 1890.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ЭМЕРСОН
(Emerson), Ралф Уолдо (25 мая 1803 – 27 апр. 1882) – амер. философ-идеалист, поэт и эссеист, основоположник т.н. трансцендентальной школы (см. Трансценденталисты). Филос. взгляды Э. формировались под влиянием нем. классич. идеализма, популяризатором к-рого он выступил в Америке.
Э. не оставил целостной филос. системы; его произведения написаны в форме эссе. Мировоззрение Э. – спиритуализм: дух утверждается как единств. реальность, а физич. мир – как "...чистый символ мира спиритуального..." ("Избранники человечества", М., 1912, с. 117). Противопоставляя свое мироощущение материалистическому, Э. писал: "Я собираюсь восславить духовные силы в их безграничной противоположности механическим силам и механической философии нашего времени" ("Journals", of R. V. Emerson with Annotations, v. 5, Boston, 1911, p. 288). В духе, близком к пантеизму, Э. рассматривал природу как воплощение духовного абсолюта. "Идеализм, – по его словам, – видит мир в боге. Он смотрит на него, как на одну необъятную картину, которую бог пишет для созерцаний души..." (Соч., т. 1, СПБ, 1901, с. 38–39). Э. выражает позицию персонализма. Человеч. душа понимается как микрокосм, образующий промежуточное звено между макрокосмич. "сверх-душой" и природой. Нравств. совершенствование личности Э. видит в достижении гармонии со "сверх-душой". Обладание душой, согласно Э., делает людей равными между собой.
Этика Э., проникнутая романтизмом, при всей ее пантеистич. настроенности является резко индивидуалистической. "Все глубокие прозрения, – по словам Э., – удел индивидуализма" ("Journals", v. 8, Boston, 1912, p. 135). Взгляды Э. на роль гениальной личности в истории аналогичны идеям Карлейля (с к-рым Э. был близок). Э. подверг резкой критике капиталистич. действительность: "Нынешняя демократия, – писал Э., – не имеет ничего общего с подлинно демократическим началом. Насквозь проникнутая торгашеским духом, она обречена на гибель" ("Journals...", v. 4, Boston, 1910, p. 95). По его словам, весь институт собственности в его нынешнем виде несправедлив и оказывает пагубное, разлагающее влияние на людей. Вместе с тем Э. относится скептически и к идеям утопического социализма; фурьеристский фаланстер он считал "прозаичным" и утверждал, что "кооперации не будет и быть не может" ("Journals", v. 8, Boston, 1912, p. 135). Обществ. идеал Э. – частнособственническая утопия; каждый человек, по мысли Э., должен жить простой и мудрой в этой простоте жизнью свободного фермера или ремесленника наедине с природой. (Утопические социальные идеи Э. стремился сделать руководством к действию его ученик и друг Торо; см. его кн. "Уолден, или Жизнь в лесу", М., 1962.) В своем эссе "Война" ("War", опубл. в "Aesthetic Papers",1849) Э. предстает перед нами как гуманист и пацифист; как обществ. деятель Э. был видным участником аболиционистского движения в Америке, проповедником мира, свободы и равенства.
Соч.: Complete works, v. 1–12, [Boston–N. Y., 1903–04]; The letters, v. 1–6, N. Y., 1939; Essays, ser. 1–2, N. Y., [1961]; The Journals, v. 1–6, Camb., 1960–66; в рус. пер.; Сочинения, [т. 1]–2, СПБ, 1902–03; Нравств. философия, ч. 1–2, СПБ, 1868; О бессмертии души, М., 1887; Высшая душа, М., 1902; О доверии к себе, 2 изд., М., 1904.
Лит.: История философии, т. 3, М., 1943, с. 498–504; Паррингтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 2, М., 1962, с. 448–64; Cooke G., R. W. Emerson. His life, writings, and philosophy, Boston, 1882; Cabot J. E., A memoir of R. W. Emerson, v. 1–2, Boston, 1887; Alcоtt А. В., R. W. Emerson, [2 ed.], Boston, [1888]; Dugard M., R. W. Emerson, [P., 1907]; ?erris G. H., Emerson, [L.], 1910; Herzog J., R. W. Emerson, В., 1913; Gray H. D., Emerson, [Palo Alto], 1917; Sakmann P., R. W. Emerson's Geisteswelt nach den Werken und Tagebuchern, [Stuttg., 1927]; Hubbard S., Nietzsche und Emerson, Basel, 1958; Gonnaud M., Individu et societe dans l'oeuvre de R. W. Emerson, P.–Brux., 1964 (библ. с. 507–23); Cooke G., A bibliography of R. W. Emerson, [Ann Arbor, 1962].
Б. Быховский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ЭМЕРСОН
    ЭМЕРСОН (Emerson) Ральф Уолдо (25 мая 1803, Бостон — 27 апреля 1882, Конкорд, близ Бостона) — американский фи
    лософ, основоположник трансцендентальной школы, поэт и эссеист. Изучал теологию в Гарвардском университете, был священником унитарием, в 1832 отказался от церковного сана. Через Карлейля Эмерсон усвоил идеи немецкого классического идеализма. В 1836 основал в Конкорде “Трансцендентальный клуб”, издавал с 1840 журнал “The Dial”. Его учение носило характер спиритуализма: дух — единственная реальность, природа — символ духа. С позиций пантеизма и панпсихизма он рассматривал природу как одушевленную, проникнутую “сверхдушой”. Этика Эмерсона, при всей ее пантеистической настроенности, резко индивидуалистична: главное ее устремление — совершенствование личности. По своему социально-политическому мировоззрению он был мелкобуржуазным демократом: остро критиковал окружавшую его капиталистическую действительность, вскрывал ее несоответствие нравственным идеалам. Общественный идеал Эмерсона — частнособственническая утопия, предписывающая каждому человеку иметь ферму или быть независимым ремесленником. Он настойчиво проповедовал идеи свободолюбия, выступал против рабовладения, был яростным врагом милитаризма.
    Соч.: Complete works, v. 1—12. Boston—N. Y, 1903—04; в рус. пер.: Нравственная философия, ч. 1—2. СПб., 1868; Соч., т. 1—2. СПб., 1902—03; Высшая душа. М., 1902; Избранники человечества. М., 1912.
    Лит.: Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли, пер.
    с англ., т. 2. М., 1962, ч. 3, гл. 2; CookeG. W. B.W. Emerson: his life, writings and philosophy. Boston, 1881; Rusk K. L. Life ofR. W. Emerson.
    N. Y, 1949; Bishop J. Emerson on the soul. Cambr., 1964.
    H. E. Покровский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1994
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА"
  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • бог как источник и гарант познания
  • Гендер как культурный символ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь