ШТЕРН


ШТЕРН
(Stern)
Вильям (род. 29 апр. 1871, Берлин – ум. 27 марта 1938, Поукипси, США) – нем.-амер.. психолог и философ; в 19J6-1933 – профессор в Гамбурге; основатель дифференциальной психологии. В философии является представителем «критического персонализмам, согласно которому сущность личности определяется не ею самой, а сопоставлением ее с «вещью». Штерн одним из первых применил тесты, ввел понятие коэффициента интеллектуальности. Осн. произв.: «Person und Sache. System des kritischen Personalismus», 3 Bde., 1906-1924; «Die differentielle Psychologie», 1911; «Psychologie der frьhen Kindheit», 1914 (рус. пер. «Психология раннего детства до шестилетнего возраста». Пг., 1922); «Methodensammlung zur Intelligenzprьfung», совместно с Вигманом, 1920.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ШТЕРН
(Stern), Вильям (29 апр. 1871 – 27 марта 1938) – нем. психолог и философ, развивавший своеобразный вариант персонализма, связанный с установками философии жизни. Учился у Эббингауза в Берлине, преподавал в ун-тах Бреславля (1897–1915) и Гамбурга (1915–33), где основал Психологич. ин-т, занимающийся в основном вопросами детской и педаго-гич. психологии. В 1933 с приходом к власти Гитлера Ш. эмигрировал в США, был проф. Дьюкского ун-та (Дарем, Северная Каролина). Работы Ш. охватывают ряд (в т.ч. впервые им выделенных и исследованных) областей прикладной психологии: такова судебная психология, в частности вопрос о достоверности свидетельских показаний. Ш. одним из первых начал применение тестовых испытаний, ввел понятие коэффициента умств. одаренности. Особую известность получили работы Ш. по детской психологии ("Psychologie der fruhen Kindheit", Lpz., 1914; 7 Aufl., Hdlb., 1952; является классической). В психологии Ш. выступал за изучение личности как конкретного целого, утверждая недопустимость и неадекватность расчленения субъекта на изолированные психические функции и невозможность выделения "элементов" сознания.
Свою филос. систему Ш. именует "системой критического персонализма" ("Person und Sache", Bd 1–3, Lpz., 1906–24); мир рассматривается как иерархич. система "личностей" различных ступеней (взрослый человек, ребенок, животное, растение, кристалл), однако сама "личность" в понимании Ш. теряет свою личностную сущность, т.е. автономность и самоценность, выступая как "интегральная целостность". Эта "психофизически нейтральная" "личность" (точнее, "персона" – Person). отличает персонализм Ш. от идеалистических (спиритуалистических) концепций персонализма, согласно к-рому личность есть духовная сущность. По Ш., сущностью личности является целенаправленная деятельность, что отличает личность от "вещи", лишенной внутр. активности и детерминированной извне. Различие личности и вещи не есть различие тела и духа (тело и дух, по мысли Ш., суть одинаково мысленные конструкции, результат абстракции). Вещью становится личность низшего порядка, входя в состав более высокой как ее подчиненная часть или орган. К формам вещных отношений относятся такие категории, как каузальность, тождественность, униформизм, а равно пространство и время, имеющие характер общих законов, направленных на отрицание конкретно-личного. В своей "телеомеханике" Ш., стремящийся преодолеть дуализм каузально- механистического и целенаправленно-личностного подходов в психологии, выводит эти формы существования вещи как производные от первичной активности личности. В своей этике ("Person und Sache", Bd 3) Ш. наряду с иерархией ценностей, соответствующих личностям разного порядка, развивает учение об "излучающей ценности" (Strahlwert), к-рая, исходя из личности высшего уровня, служит и самоутверждению др. личностей, не превращая их только в орудие или средство овеществления (иск-во, религия и др.). Учение Ш., явившееся развитием ряда положений монадологии Лейбница (но лишенное у Ш. теистич. предпосылок), занимает изолированное место в нем. философии нач. 20 в. и остается малоизученным. Позднейшие аналогии к философии Ш. можно найти в холизме Я. Смэтса и др. (см. Организмические теории).
Соч.: Allgemeine Psychologie auf personalistischer Grundlage, Haag, 1935.
Лит.: A history of psychology in autobiography, ed. С. А. Murchison, v. 1, Worcester–L., 1930, p. 335–88; Festschrift W. Stern zum 60. Geburtstag am 29. April 1931, Lpz., 1931.
Д. Ляликов, М. Роговин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 972
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Видеотехника в психологии (video psychology)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • Журнал Прикладной Психологии
  • Изоляция В Психологии Личности
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Комитет по профессиональной психологии (США) (American Board Of Professional Psychology)
  • Компетентность в психологии (competency in psychology)
  • МЕТОД КЛИНИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ (в детской психологии)
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Мясищева теория психологии отношений
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Преподавание психологии в университетах (teaching undergraduate psychology)
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Расщеплениее личности (множественная личность)
  • Решающие эксперименты в психологии (crucial experiments in psychology)
  • Статистика в психологии (statistics in psychology)
  • Степень доктора психологии (doctor of psychology degree)
  • СУЩНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Философские проблемы психологии (philosophical problems in psychology)
  • Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
  • Штерн (Stern) Вильям Луис
  • Штерн (Stern) Вильям Луис
  • Штерн Вильям
  • Этические проблемы в психологии (ethical problems in psychology)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь