РЕАЛЬНОСТЬ


РЕАЛЬНОСТЬ
        (от позднелат. realis — вещественный, действительный), существующее в действительности. В диалектич. материализме термин «Р.» употребляется в двух смыслах: 1) объективная Р., т. е. материя в совокупности различных её видов (Р. противополагается здесь субъективной Р., т. е. явлениям сознания); 2) всё существующее, т. е. материальный мир и все его идеальные продукты. Критерием Р. объектов, процессов, событий, фактов, свойств и т. д. является обществ. практика.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


РЕАЛЬНОСТЬ
(от позднелат. realis – вещественный, действительный)
вещественность, онтологическое бытие-в-себе, т.е. в-себе-6ытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи (см. Онтология). В отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают. Реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени (см. Необходимость), что существует и является преходящим. Реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве. Проблема скорее заключается в том, каким образом дана нам реальность, как мы понимаем ее. Проблема эта может быть рассмотрена с различных сторон.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


РЕАЛЬНОСТЬ
(от лат. realis – действительный) – существующее в действительности. В диалектич. материализме термин "Р." употребляется в двух смыслах: 1) объективная Р., т.е. материя в совокупности различных ее видов. Р. противополагается здесь субъективной Р., т.е. явлениям сознания; 2) все существующее, т.е. весь материальный мир, включая все его идеальные продукты. В этом смысле реальны ошибки и иллюзии.
Термин "Р." появился в 13 в. у схоластов применительно к вещам, обладающим "значительной степенью" бытия, а в наибольшей мере – к богу как "полноте бытия", ens realissimum. Несколько позднее содержание понятия Р. стало предметом спора между реализмом и номинализмом. Учение схоластов о степени Р. встречается затем у Декарта и Спинозы, к-рый приписал наивысшую степень Р. субстанции. Лейбниц соответственно считал, что наибольшая Р. присуща монадам. Согласно Локку, первичные качества вещей обладают большей Р., чем вторичные (см. "Опыт о человеч. разуме", кн. 2, гл. 30, § 2). У Беркли Р. по нисходящим степеням присуща богу, человеч. душам и наиболее "живым" идеям, т.е. ощущениям, тогда как Юм и Спенсер считали, что большей Р. обладают воскрешаемые сознанием и в этом смысле устойчивые впечатления. Кант различал "эмпирич. Р." явлений и категориальную Р. как "трансцендентальную материю всех предметов" познания. С т. зр. Фихте, Р. совпадает с активностью и проистекает из продуктивной силы его воображения. Гегель рассматривал Р. не только как онтологич., но и как логическую категорию (см. "Наука логики", кн. II, отдел 3, гл. 2).
В совр. бурж. философии (как во всей предшествующей) содержание понятия Р. в той или иной системе определяется исходными моментами соответствующей системы. Если у Бергсона Р. актуализируется из "жизненного порыва", то прагматист Ф. Шиллер рассматривает Р. как результат преобразования субъектом "сырого опыта", так что субъект сам "делает" Р. В системах неопозитивизма Р. есть то, что поддается верификации и совпадает с ощущаемостью "данного" субъектом. В лингвистич. позитивизме позднего Витгенштейна и Остина "реальный" приобретает значения: "обычный", "естественный", "живой" и т.д. В ряде совр. концепций возрождается спор реалистов и номиналистов о Р. свойств, отношений и т.д. Крайние позиции были представлены реизмом позднего Ф. Брентано, по к-рому подлинная Р. присуща только вещам, и концепцией раннего Рассела, по к-рой реальны не вещи, но события (процессы) и отношения. В диалектич. материализме критерием Р. объектов, процессов, событий, фактов, св-в и т.д. является общественная, в т.ч. научно-экспериментальная и технич. практика человечества.
Лит. см. при ст. Бытие, Материя.
И. Нарский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


РЕАЛЬНОСТЬ
    РЕАЛЬНОСТЬ (отпозднелат. realis — вещественный, действительный) — философский термин, употребляющийся в разных значениях: все существующее вообще; объективный мир; действительность; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки (напр., “физическая реальность”, “биологическая реальность”).

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    вещественность, возможность, выполнимость, данность, действительность, доподлинность, достижимость, истинность, конкретность, материальность, материя, наличие, натура, осуществимость, осязаемость, очевидность, подлинность, предметность, реалия, сбыточность, субстанция, существенность, существование, факт, фактичность, явь


Антонимы:
  • нереальность
  • ,
  • фантазия
  • ,
  • фантастика


Просмотров: 738
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ"
  • “ПРОЦЕСС И РЕАЛЬНОСТЬ. ОЧЕРК КОСМОЛОГИИ”
  • “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ”
  • ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  • ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  • ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ВИРТУАЛЬНОЕ, ВИРТУАЛЬНОСТЬ
  • возможность и действительность
  • ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  • ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  • Действительный статус языка
  • ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Пространство, время, материя
  • Процесс и реальность. Очерк космологии
  • реальность
  • РЕАЛЬНОСТЬ
  • реальность
  • реальность истинная
  • реальность психическая
  • реальность психическая
  • РЕАЛЬНОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Термин
  • ТЕРМИН
  • Физика и реальность
  • ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • я-реальность



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь