ПАУЛЬСЕН


ПАУЛЬСЕН
(Paulsen)
Фридрих (род. 16 июля 1846, Лангенгорн, Шлезвиг – ум. 14 авг. 1908, Берлин) – нем. философ и педагог; с 1878 – профессор. На него оказали влияние Фехнер, Вундт, Лотце, Кант и Спиноза. Материальный мир, по мнению Паульсена, является проявлением духовной божественной всеобщей жизни, которая обладает волей и выдвигает цели и которая должна означать осуществление единого замысла, служить подтверждением воли, воплощающей идеи в жизнь. Цель этики и педагогики – совершенствование индивидуальной сущности в смысле (нового) гуманизма и совершенное жизненное утверждение индивида и общества, в качестве члена которого осознает себя человек. Самосознание человека погружено в историческую жизнь социального целого, во имя которого человек трудится, творит и борется. Осн. произв.: «System der Ethik», 2 Bd., 1889; «Einleitung in die Philosophie», 1892; «Iramanuel Kant», 1898; «Pдdagogik», 1909; «Geschichte des gelehrten Unterrichts», 1885.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ПАУЛЬСЕН
(Paulsen), Фридрих (16 июля 1846 – 14 авг. 1908) – нем. философ, автор работ по истории философии, этике и педагогике. Проф. Берлинского ун-та (с 1878). Определяя смысл и задачи философии, П. выступал против позитивистского отрицания ее и сведения к гносеологии. Вслед за Лотце, Э. Гартманом, Вундтом он пытался возродить философию как метафизику, как общую теорию действительности, как "...постоянно повторяющуюся попытку д о с т и г н у т ь цельного единства представлений и мыслей о форме и связи, о смысле и значении всех вещей" ("Введение в философию", М., 1908, с. 3). Философия, по П., должна решать онтологич. и космологич. проблемы, т.е. проблемы о природе действительности как таковой и о взаимной связи всех вещей. Истолковывая философию как всеобъемлющую, синтетич. и универсальную систему знания о мире, П. превращал ее в науку наук. "... Все науки – принадлежат философии" (там же, с. 19), они входят в нее как ее необходимые звенья; стремление к универсальному познанию единой действительности объединяет философию и религию. Решительно выступая против атеизма – "догмата социал-демократии", П. пытался "...сделать религиозное миросозерцание и научное объяснение природы совместимыми друг с другом" (там же, с. V). Свою философию он определял как "идеалистический пантеизм" (см. тамже, с. 242), суть к-рого заключается в истолковании действительности как обнаружения "единой духовной Всежизни" (см. тамже, с. УП). Бытие и сущность природы и общества – в этом духовном, всеедином, раскрывающем себя в многообразных телесных и духовных модификациях. Развивая концепцию всеобщего одушевления, П. видел в каждой телесной системе только проявление внутр. психич. жизни, а мир рассматривал как тело всеединого, Бога. Примыкая к Шопенгауэру и Фехнеру, П. видел основу духовного в воле, к-рая есть "...первоначальный и в известном смысле постоянный фактор душевной жизни" (там же, с. 120). Объективный мир – лишь реализация действующей воли, Бога. Методологической основой панпсихической натурфилософии П. служит стирание граней между простейшими формами отражения и психическими явлениями, отрицание скачка в развитии психики. "Это, – по словам Ленина, – самая уязвимая пята его философии" (Соч., т. 38, с. 39). Система П. – пантеизм в откровенно идеалистической форме, сочетаемый с иррационалистическим волюнтаризмом.
В этике П. выдвигает концепцию энергетизма, противопоставляя ее гедонизму. Для энергетизма высшее благо – сама жизненная деятельность, претворяющая цели в жизнь. Сущность счастья не в удовольствиях, а в самом процессе деятельности. П. видит цель этики в определении совершенного жизненного утверждения человека как "...члена высшего целого – ч е л о в е ч е с т в а" ("Основы этики", М., 1900, с. 276). Исходные пункты этики энергетизма связаны с общефилос. принципами, с волюнтаристской трактовкой П. психич. явлений. "Воля к жизни", к-рая "... в человеке приходит к сознанию самой себя" (там же, с. 266), воля к нормальному выполнению жизненных функций, заключенных в природе человека и реализующаяся в его действиях, – центр. тезисы этич. системы П.
Соч.: Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Kantischen Erkenntnisstheorie, Lpz., 1875; Immanuel Kant. Sein Leben und seine Lehre, Stuttg., 1898; в рус. пер, – Педагогика, M., 1913.
Лит.: Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 38–40; Хвостов В. М., Очерк истории этических учений, 2 изд., М., 1913.
Д. Завадье, А. Огурцов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ПАУЛЬСЕН
    ПАУЛЬСЕН (Pauken) Фридрих (16 июля 1846, Лангенхорн — 14 августа 1908, Берлин) — немецкий философ, автор работ по истории философии, этике и педагогике. Профессор Берлинского университета (с 1878). Определяя смысл и задачи философии, выступал против позитивистского отрицания ее и сведения к гносеологии. Вслед за Лотце, Э. Гартманом, В. Вундтом он пытался возродить философию как метафизику, как общую теорию действительности, как “постоянно повторяющуюся попытку достигнуть цельного единства представлений и мыслей о форме и связи, о смысле и значении всех вещей” (Введение в философию. М., 1908, с. 3). Философия должна решать онтологические и космологические проблемы, т. е. проблемы о природе действительности как таковой и о взаимной связи всех вещей. Истолковывая философию как всеобъемлющую и универсальную систему знаний о мире, он превращал ее в науку наук. “... Все науки — принадлежат философии” (там же, с. 19), они входят в нее как ее необходимые звенья; стремление к универсальному познанию единой действительности объединяет философию и религию. Свою философию он определял как “идеалистический пантеизм” (там же, с. 242), суть которого заключается в истолковании действительности как обнаружения “единой духовной Всежизни”. Примыкая к Шопенгауэру и Фехнеру, он видел основу духовного в воле, которая есть первоначальный и постоянный фактор душевной жизни.
    В этике Паульсен выдвигает концепцию энергетизма, противопоставляя ее гедонизму. Для энергетизма высшее благо — сама жизненная деятельность, претворяющая цели в жизнь. Сущность счастья не в удовольствиях, а в самом процессе деятельности. Цель этики в определении совершенного жизненного утверждения человека как “члена высшего целого — человечества” (Основы этики. М., 1900, с. 276). Соч.: Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Kantischen Erkenntnistheorie. Lpz., 1875; I. Kant, Sein Leben und seine Lehre. Stuttg., 1898, в рус. пер.: Педагогика. М., 1913 Лит.: Speck J. F. Pauken. B., 1929
    А. П. Огурцов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 995
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Статья как жанр публицистического стиля
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь