НАБЛЮДЕНИЕ


НАБЛЮДЕНИЕ
        преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному идеальному образу. С усложнением социальной действительности и трудовых операций Н. выделяется в относительно самостоят. аспект деятельности (науч. Н., восприятие информации на приборах, Н. как часть процесса художеств. творчества и т. д.). С развитием науки Н. становится всё более сложным и опосредованным. Осн. требования к науч. Н.— однозначность замысла, система методов Н., объективность, т. е. возможность контроля путём либо повторного Н., либо применения иных методов исследования, напр. эксперимента (в то же время Н. обычно включено в качестве составной части в процедуру эксперимента). На первый план всё больше выступает интерпретация результатов Н., т. к. в современной науке обобщения редко делаются на уровне наблюдаемых фактов, в качестве которых могут выступать лишь знаки изучаемых явлений (например, кривая на осциллографе, электроэнцефалограмма и т. д.).
        Особую трудность представляет Н. в социальных науках, где результаты Н. в большой мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения
        к наблюдаемому. В социологии и социальной психологии в зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) Н., когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включённое) Н., когда исследователь включается в определ. социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события как бы «изнутри». В психологии изучению подвергается сам процесс Н. Установлено, что качество Н. обусловлено в основном отношением к заданию и глубиной его осознания. В психологии в качестве метода исследования применяется самонаблюдение (интроспекция), являющееся частным случаем Н.
        Роговин М. С., Введение в психологию, М., 1969, гл. 6; Ядов В. А., Социологич. исследование. Методология. Программа. Методы, М., 1972, гл. 4, § 1;
        см. также лит. к ст. Эксперимент.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


НАБЛЮДЕНИЕ
НАБЛЮДЕНИЕ – преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях. В зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда события анализируются как бы «изнутри». С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом. На его результаты в большей степени влияют уровень опыта и квалификации наблюдателя. Тем не менее наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью: оно может создавать установку, благоприятную для констатации отношения наблюдателя к явлению, что порождает интерпретацию факта в духе ожиданий наблюдателя. Подобные трудности чаще всего возникают в социальных науках, особенно в социологии и социальной психологии, где результаты наблюдения в большей мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. Одним из методов исследования в психологии является самонаблюдение, являющееся частным случаем наблюдения.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


НАБЛЮДЕНИЕ
вид деятельности, связанный с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира (в применении к собств. субъективному миру – самонаблюдение).
Способность к Н. может быть объяснена только как результат историч. развития. Выработавшиеся у животных формы прослеживания определ. объектов представляют собой нервно-физиологич. акт, детермини-рованный видовыми особенностями и вызываемый лишь узким диапазоном стимулов, где определ. типу изменений в объекте соответствует определ. следующий за ним по времени ответ (Н. Тинберген, Исследование инстинкта – N. Tinbergen, The study of instinct, 1951, new ed., 1958). H. в собств. смысле рождается в трудовой деятельности. Процесс труда есть в то же время процесс познания, при к-ром человек постоянно сталкивается со все новыми свойствами окружающих его предметов. В процессе труда реализуется единство предметно-чувств. деятельности и ее осознания (в виде диктуемого прежде всего функцией изготовляемого орудия представления о результате труда). С началом использования орудий, приводимых в действие силами природы или домашними животными, а также вместе с развитием обществ. разделения труда Н. выделяется в самостоят, вид деятельности. В этих условиях результат Н. уже не только реализуется в изменении самих трудовых операций, но и обязательно связан с появлением качественно новых, в известной мере обобщенных, действий, включаемых в процесс труда (управление). Осуществление Н. предполагает активное противопоставление себя как познающего субъекта окружающей действительности. При Н. направленность на непосредственно чувств. отражение порождается проблемной ситуацией, в зависимости от характера к-рой оно может осуществляться на различных уровнях, от включения в акты поведения повседневной жизни и до специализированных, высоко организованных видов деятельности.
Н. предполагает выделение и осознание объекта, его предметных, существ. свойств – собств. содержания Н. Вместе с вычленением содержания Н. предполагает также осознание целей и способов их осуществления, а также умения распланировать свои действия в пространстве и времени не только в реальной ситуации, но и в отношении более или менее отдаленного будущего (замысел Н.).
В философии прошлого Н., как таковое, естественно, не нашло отражения ни в одном из направлений, ибо они рассматривали "...чувственность не как п р а к т и ч е с к у ю человечески-чувственную деятельность" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 2). Но филос. коррелятом понятия Н. была проблема направленности сознания на объект. Вся идеалистич. философия утверждает принципиальное различие чувств. и отвлеченного познания, наделяя лишь это последнее той степенью необходимости, к-рая делает его истинным.
Впервые изучение Н. на основе эксперимент, данных было осуществлено в связи с установлением индивидуальных различий в фиксировании при астрономич. Н. времени прохождения звезды через меридиан. Это явление, открытое в 1795 Маскелином (Гринвичская обсерватория) и подробно изученное Бесселем (Кёнигсбергская обсерватория), получило название "личного уравнения". Период наиболее активной разработки связанных с проблемой "личных уравнений" психологич. фактов совпал с зарождением лабораторного психологич. эксперимента (60–70-е гг. 19 в.) и на ближайшие десятилетия определил их тематику – время простой реакции и реакции с выбором (В. Вундт и его школа).
Поскольку понятие Н. выводится непосредственно из деятельности, оно по отношению к понятиям абстрактно-психологич. содержания (восприятию, мышлению, вниманию, памяти) представляет сложное единство психич. функций и включается в иной психологич. план – психологию деятельности.
Реализация прошлого опыта человека ведет к значит. индивидуальным различиям в Н. (т.н. наблюдательность). Лежащее в основе Н. восприятие уже само есть результат определ. переработки, включения получаемого впечатления в систему уже выработавшихся знаний и отношений.
Теоретич. отношение человека к миру проявляется лишь в научном Н. С развитием науч. Н. все больше выступают на первый план такие его стороны, как замысел, система методов и осмысление результатов, их контроль. Тем самым в Н. все большую роль начинают играть элементы мышления. Н. органически включено в процесс познания и в зависимости от конкретного содержания изучаемого явления может выступать в различных формах связи с др. этапами науч. познания. Материал Н. может через систематизацию привести к обобщениям (Ч. Дарвин). Н. может предшествовать измерению. Из Н. над взаимным угловым положением Земли, Солнца и Луны возникли попытки измерения их взаимных расстояний (Аристарх, 280 до н.э.) и объемов (Эратосфен, 276–194 до н.э.). Наконец, Н. ведет к эксперименту, с к-рым оно остается неразрывно связанным в течение всего его осуществления.
С развитием науки усложняется и становится все более опосредствованной структура Н. Уже использование технич. приборов для Н. невозможно без постоянного кодирования и раскодирования получаемой с их помощью информации. В совр. науке обобщения редко делаются на "уровне воспринимаемых фактов". Объекты науч. Н., будь то кривая на осциллографе, рентгеновский снимок или электроэнцефалограмма и т.д., вообще ничего не значат без соответств. интерпретации, ибо они есть только нек-рые из возможных чувственных компонентов изучаемых явлений. Замысел и осуществление Н. становятся действительно научными только в том случае, если они уже сами по себе отражают сущность изучаемого явления. Так, введение Эйнштейном понятия одновременности сигналов лежит в основе Н., проводимых в тех областях совр. физики, к-рые имеют дело со скоростями, близкими к скорости света.
Особые сложности представляет Н. в науках, связанных с оценкой поведения. В Н. над поведением людей прошлый опыт наблюдателя не ограничен науч. данными, а обязательно включает такие элементы, как личный жизненный опыт, привычные, укоренившиеся стереотипы суждений, эмоц. отношение к объекту Н. (т.н. "вульгарные понятия"). Поэтому в Н. над поведением людей положения о Н. в естеств. науках как о точном, математически описываемом процессе могут быть использованы только частично. В ряде случаев полное освобождение от этих "вульгарных понятий", как правило, отчетливо не сознаваемых, не только невозможно, но и нежелательно.
В процессе социального и культурного развития, в ходе технич. прогресса роль Н. все возрастает. Во мн. важнейших областях деятельности Н. превращается в их обязат. аспект (науч. и художеств. творчество, наблюдательские профессии). Труд, связанный с приложением физич. усилия к орудию произ-ва, все больше уступает место Н., выдаваемой приборами информации и принятию на этой основе решений по регулированию хода технологич. процесса. Постоянная необходимость кодирования и перекодирования выдаваемой информации сближает Н., осуществляемое в процессе труда, и науч. Н.
Лит.: Urban F. M., On the theory of errors of observation, "Amer. J. Psychol.", 1924, v. 35, No 3; Wood L., Inspection and introspection, "Philos. Sei", 1940, v. 7, No 2; Welch L., Observation and hypothesis in psychology, "J. Psychol.", 1948, v. 25; Augier ?., De l'observation psychologique, P., 1951; Peters R., Observationalism in psychology, "Mind", 1951, v. 60; Scott J. P., The place of observation in biological and psychological science, "Amer. Psychologist", 1955, v. 10, No 2; Beobachtung und Experiment in der Sozialforsehung, hrsg. von R. Konig, [Koln, 1956 ]; Ziedins R., Conditions of Observation and states observers, "Philos. Rev.", 1956, v. 65, No 3; Observation and interpretation. A symposium of philosophers and physicists, ed. S. Korner, L., 1957.
M. Роговин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


НАБЛЮДЕНИЕ
    НАБЛЮДЕНИЕ — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Исторически наблюдение развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному идеальному образу. С усложнением социальной действительности и трудовых операций наблюдение выделяется в относительно самостоятельный аспект деятельности (научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. д.). Научное наблюдение предполагает осознание целей и основано на системе методов наблюдения, позволяющих достичь объективности и обеспечить возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования, напр. эксперимента (в то же время наблюдение обычно включено в качестве составной части в процедуру эксперимента). На первый план в современной науке все больше выступает интерпретации результатов наблюдения.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    видеонаблюдение, глаз, догляд, замета, зрелище, инвигиляция, интернет-наблюдение, контроль, кураторство, курация, курирование, метеонаблюдения, миксоскопия, мониторинг, надзирание, надзирательство, надзор, надсмотр, наружка, недреманное око, обзор, обсервация, оонизма, отмечание, отслеживание, патронаж, патронтаж, подмечание, подсматривание, пригляд, приглядка, приглядывание, призор, присматривание, присмотр, прослеживание, радионаблюдение, разглядывание, рассматривание, руководство, самонаблюдение, слежение, слежка, созерцание, телевидеонаблюдение, теленаблюдение, услеживание, фенонаблюдение, фотонаблюдение, шпионство, эмпиризм, эмпирика, эмпиричность, эмпирия


Просмотров: 1795
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Активное наблюдение
  • Включенное наблюдение
  • Включенное наблюдение
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • наблюдение
  • наблюдение
  • Наблюдение
  • НАБЛЮДЕНИЕ
  • НАБЛЮДЕНИЕ
  • НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧЕННОЕ
  • НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ
  • НАБЛЮДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЕ
  • НАБЛЮДЕНИЕ НЕВКЛЮЧЕННОЕ
  • НАБЛЮДЕНИЕ НЕСПЛОШНОЕ
  • НАБЛЮДЕНИЕ НЕСТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ
  • НАБЛЮДЕНИЕ НЕФОРМАЛИЗОВАННОЕ
  • НАБЛЮДЕНИЕ ПОЛЕВОЕ
  • НАБЛЮДЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ
  • НАБЛЮДЕНИЕ УЧАСТВУЮЩЕЕ
  • НАБЛЮДЕНИЕ ФОРМАЛИЗОВАННОЕ
  • НАБЛЮДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
  • Натуралистическое наблюдение (naturalistic observation)
  • Научение через наблюдение
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • психическое как процесс
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь