ЛОСЕВ


ЛОСЕВ
ЛОСЕВ Алексей Федорович (род. 23 сект. 1893, Новочеркасск – ум. 24 мая 1988, Москва) – рус. философ и филолог. Окончил классическую гимназию и Московский ун-т, посещал Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьева, где познакомился с крупнейшими рус. философами Н. А. Бердяевым, И. А. Ильиным, С. Н. Булгаковым, П. А. Флоренским. Задумал, но не осуществил серию трудов по рус. религиозной философии, когда в 1922 были закрыты все философские общества, а 200 наиболее известных философов высланы за границу. Оставшись в России, подвергался преследованиям, аресту (10 лет в сталинских лагерях), а затем был вынужден молчать около 25 лет, работая «в стол» и зарабатывая на жизнь переводами. Одно из главных произв. Лосева – «История античной эстетики» (тт. 1-7, 1963-1980), в которой он «открыл» рус. читателю античный мир от Гомера до Платона и от Платона до... Христа. Лосев совершенно по-новому представил «идеалиста» Платона. Оказалось, что его знаменитые «эйдосы» вовсе не идеи, а вполне зримые геометрические структуры. Пирамида – душа огня, сфера – душа воды, куб – душа земли. Для античного, дохристианского мира бестелесной реальности просто не существует. Весь мир телесен. Вот почему искусство Древней Греции и Древнего Рима – это прежде всего скульптура с ее протяженностью, телесностью, осязаемостью. Красота античного мира, по Лосеву, есть красота прозрения от слепого Гомера, прозревающего Олимп и слышащего богов, до зрячего Платона, видевшего за пределами телесного мира духовную реальность незримого. Другие труды, большинство которых увидело свет лишь в начале его деятельности, в конце жизни и после смерти, посвящены философии, античной мифологии, эстетике, музыке, литературе. Главные из них: «Античный космос и современная наука», 1927; «Философия имени», 1927; «Музыка как предмет логики», 1927; «Критика платонизма у Аристотеля», 1929; «Диалектика мифа», 1930; «Эстетика Возрождения», 1978; «Античная философия истории», 1977; «Типы античного мышления», 1988. Ряд книг посвящен Платону, Аристотелю, Диогену, Лаэрцию, Сократу, Плотину. Лосев являлся также переводчиком Плотина, Прокла, Николая Кузанского.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ЛОСЕВ
Алексей Федорович [р. 10 (22) сент. 1893 ] – сов. филолог и философ, проф. (с 1923), д-р филологич. наук (с 1943). Окончил филологич. и филос. отделения Моск. ун-та (1915). Начиная с 20-х гг. преподавал классич. филологию, логику, психологию, историю философии и историю эстетич. учений в различных вузах Москвы. С 1944 преподает классич. филологию в Моск. педагогич. ин-те им. Ленина. В 20-х гг. пытался сочетать элементы неоплатонизма с диалектикой Гегеля и феноменологией Гуссерля. В дальнейшем, в 30–40-е гг., переходит на позиции марксизма. С этих позиций он исследует проблемы антич. мифологии, философии, эстетики, лит-ры, категории диалектики, выступает с критикой бурж. философии. Переводчик Аристотеля, Плотина, Секста-Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского.
Соч.: Эрос у Платона, в сб.: Г. И. Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве. 1891–1916, М., 1916; О музыкальном ощущении любви и природы, "Музыка. Еженедельник", 1916, No 251, 252; Античный космос и современная наука, М., 1927; Музыка как предмет логики, М., 1927; Философия имени, М., 1927; Диалектика художеств. формы, М., 1927; Диалектика числа у Платона (пер. и комментарии трактата Платона "О числах"), М., 1928; Критика платонизма у Аристотеля, М., 1929; Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; Диалектика мифа, М., 1930; Олимпийская мифология в ее социально-историч. развитии, Уч. Зап. [Моск. гос. пед. ин-та ], т. 72, Кафедра классич. филологии, вып. 3, 1953; Эстетич. терминология ранней греч. лит-ры. (Эпос и лирика), там же, т. 83, вып. 4, 1954; Гесиод и мифология, там же; Введение в античную мифологию,в сб.: Уч. зап. пед. ин-та. Филологич. сер., вып. 5, [Душанбе ], 1954; Античная мифология в ее историч. развитии, М., 1957; Совр. проблемы изучения античной мифологии, "Вестник истории мировой культуры", 1957, No 3; пер. на рум. яз. в "Analele rominosovietice. Seria istorie", 1958, No 1–2 (21–22); пер. на польский яз. в "Euhemer, przeglad religioznawczy", 1960, No 3; Chaos antyczny, "Meander", 1957, No 9; Послесловие в кн.: Томсон Дж., Исследования по истории древнегреч. общества, т. 2, Первые философы, М., 1959; Классич. калокагатия и ее типы, в сб.: Вопросы эстетики, [т. ] 3, М., 1960; Гомер, М., 1960; пер. на болг. яз., София, 1962; Предшественники неоплатонизма, в кн.: История греч. лит-ры, т. 3, М., 1960; Философская проза неоплатонизма, там же; Античная музыкальная эстетика, М., 1960; Эстетич. терминология Платона, в кн.: Из истории эстетич. мысли древности и средневековья, М., 1961; Гибель бурж. культуры и ее философии (Послесловие), в кн.: Хюбшер А., Мыслители нашего времени, пер. с нем., М., 1962; Эллинизм, в кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли, т. 1, М., 1962; История антич. эстетики, М., 1963.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ЛОСЕВ
    ЛОСЕВ Алексей Федорович [10(23) сентября 1893, Новочеркасск — 24 мая 1988, Москва] — русский философ, религиозный мыслитель, переводчик и комментатор античной литературы (в первую очередь Платона), ареопагитского корпуса и трактатов Николая Кузанского, автор философско-художественной прозы, педагог.
    Окончил Новочеркасскую классическую гимназию (1911), музыкальную школу итальянского скрипача Ф. Стаджи, Московский университет (1915) по отделениям философии и классической филологии. Избран профессором Нижегородского университета (1919), утвержден в звании в Москве (1923); в 1920-е гг. профессор Московской консерватории и действительный член ГАХН, участник кружка московских “имяславцев”. Вместе с супругой В. М. Лосевой (1898—1954) принял тайный монашеский постриг (3 июня 1929). Издал серию трудов: “Античный космос и современная наука” (1927), “Музыка как предмет логики” (1927), “Философия имени” (1927), “Диалектика художественной формы” (1927), “Диалектика числа у Плотина” (1928), “Критика платонизма у Аристотеля” ( 1929), “Очерки античного символизма и мифологии”, (т. 1, 1930), “Диалектика мифа” (1930). Это первое “восьмикнижие” было с энтузиазмом воспринято русской эмиграцией и подвергнуто критике в советской печати, вплоть до инвектив Л. Кагановича с трибуны XVI съезда ВКП(б) и злобных выпадов в публицистике М. Горького. Под предлогом незаконных вставок в “Диалектику мифа” 18 апреля 1930 арестован, через полтора года, как и В. М. Лосева, осужден по делу т. н. контрреволюционной организации “Истинно-православная церковь”. Заключение отбывал в Свирьлаге, досрочно освобожден ( 1933) по инвалидности и восстановлен в гражданских правах как ударник строительства Беломорканала, однако получил возможность публикаций только после 1953. Преподавал античную литературу в ряде вузов страны, с 1942 по 1944 профессор философского факультета МГУ. Звание доктора филологических наук (1943) присвоено honoris causa. С 1944 до кончины работал в МГПИ им. Ленина. С 1963 по 1994 вышло второе “восьмикнижие” Лосева — восьмитомная “История античной эстетики” (Государственная премия СССР, 1986). Архив Лосева хранится у его вдовы А. А. Тахо-Годи.
    Следуя философской традиции всеединства и персоналисте ким принципам паламитского богословия, Лосев построил системное мировоззрение, которое характеризуется как энергийный символизм и православно понятый неоплатонизм. Мир в этой системе рассмотрен как иерархийное и генологически (от греч. hen — “первоединое”) заряженное целое, явленное в непрерывном саморазвитии единого живого телесного духа. Нераздельными мыслятся здесь и формы постижения мира — философская, мифолого-символическая и эстетическая. Ставя перед собой фронтальное задание логико-диалектического переосмысления и упорядочения знания, Лосев построил типологии различных фактических форм искусства, уточнил на единых подходах как научные “первые принципы” символизации, моделирования, структуризации, так и фундаментальные представления о Первопринципе (проблемы апофатизма и троичности, Софийное и Ономатическое Начала). Универсализм системы Лосев доказывал на материалах античной и христианской культур, филологии, лингвистики, музыковедения, логики, математики.
    Соч.: Собр. соч. М., 1993—98; Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957; Гомер. М., 1960; Введение в общую теорию языковых моделей. М., 1968; Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976; Античная философия истории. М., 1977; Эстетика Возрождения. М., 1978; Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982; Вл. Соловьев и его время. М., 1990; Жизнь. Повести. Рассказы. Письма. СПб., 1993; Имя. СПб., 1997.
    Лит.: Зеньковскии В. В. История русской философии, т. 2, ч. 2. М., 1991 ; Лосскии Н. О. История русской философии. М., 1991; Хоружии С. С. Арьергардный бой. — В кн.: Он же. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994; Лосев (ГоготишвилиЛ.А.). — В кн.: Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995; Тахо-Годи А. А. Лосев. М.. 1997.
    В. П. Троицкий

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1301
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ”
  • “ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА”
  • “ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” (Лосев)
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • АНТИЧНАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • Диалектика мифа
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • История европейской культурной традиции и ее проблемы
  • История как проблема логики
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • Линии Демокрита и Платона в истории культуры
  • ЛОСЕВ
  • ЛОСЕВ Алексей Федорович
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ПЛАТОНА КОММЕНТАТОРЫ
  • ПЛАТОНА КОММЕНТАТОРЫ
  • ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь