ВАЛЛА


ВАЛЛА
ВАЛЛА Лоренцо (Lorenzo della Valle) (род 1407, Пьяченци – ум. 1 авг. 1457, Рим) – итал. гуманист. Будучи учителем риторики, боролся с [вульгарной] латынью и благодаря своим переводам познакомил Западную Европу с Геродотом и Фукидидом. В философии выступал против ложного эпикуреизма своего времени («De voluptate as vero bono»-, 1431), схоластической логики и диалектики, которая является, по его мнению, смесью варварства и софистики («Dialecticae disputationes contra Aristoteles», 1499). Не подлежащее, с его точки зрения, сомнению совместное существование всемогущества Бога и человеческой свободы воли он рассматривал как таинство («De libero arbitrio», 1493). Подверг острой критике монашество («De professione religiosorum», 1445) и доказал, что грамота, в которой Константин Великий даровал христианство рим. церкви, т. н. «Константинов дар», является фальшивой («De Donatione Constantini magni», 1517).

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ВАЛЛА
(Valla), Лоренцо (р. 1406 или 1407 – ум. 1 авг. 1457) – итал. философ-гуманист. Антиклерикальная направленность произведений В. навлекла на него преследования католич. церкви (1440–48), объявившей его еретиком. В соч. "Рассуждение о Константиновом даре, который является предметом ложной веры и истолкования" ("De falso credita et ementita Constantini donatione Declamatio", 1440, изд. 1517) В. доказал подложность т.н. "Константинова дара", к-рым папство обосновывало свои права на светскую власть. В трактате "О наслаждении, как истинном благе" ("De voluptate ас de vero bono", 1431) В. защищал философию и этику Эпикура, к-рую противопоставлял христ. аскетизму и суровой этике стоиков. Враг церк. авторитетов и религии, В. верил в силу человеч. разума и требовал веротерпимости, свободы науч. исследования и права человека на удовлетворение всех своих материальных и духовных запросов; В. утверждал право мужчины и женщины на свободу в любви и браке. Идеалу созерцат. жизни В. противопоставлял активную борьбу ученого, политика, философа за свои идеи, требовал воспитания воли к действию. В науч. исследованиях В. содержатся диалектич. тенденции: он пытался рассматривать язык в процессе его историч. развития, подчеркивал связь языка и мышления, понятий и их речевого выражения. В. отвергал существование общих понятий как субстанций, критиковал идеалистич. ср.-век. учение реализма. В соч. "Диалектические опровержения..." ("Dialecticae disputationes contra Aristotelicos", 1439, изд. 1499) В. дал критич. анализ логики Аристотеля и указал на невозможность уложить богатство человеч. мысли в рамки силлогизмов. Он отвергал мнение о непроходимой грани между индукцией и дедукцией, склонялся к материалистич. т. зр., считая, что в человеч. сознании отражается окружающий вещественный мир.
Соч.: Opera, Basel, 1540; Scritti filosofici е religiosi, Firenze 1953; Об истинном благе [отрывок], в кн.: Дживелегов А. К., Возрождение. Собр. текстов..., М.–Л., 1925.
Лит.: Корелин М. С, Этический трактат Лоренцо Баллы "Об удовольствии и об истинном благе", "Вопр. филос. и психол.", 1895, кн. 29 и 30; Монье Ф., Опыт литературной истории Италии XV века, Кватроченто, пер. с франц., СПБ, 1904; История философии, т. 2, М., 1941, с. 25; Maier ?., Die Willensfreiheit bei Laurentius Valla und bei Petrus Pomponatius, Bonn, 1914; Saitta G., Il pensiero italiano nell'Umanesimo e nel Rinascimento, v. 1, Bologna, 1949.
З. Мелещенко. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1041
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “ОБ ИСТИННОМ И ЛОЖНОМ БЛАГЕ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • Валла
  • ВАЛЛА Лоренцо
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • О подложности Константинова дара
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • СУЩЕСТВОВАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ
  • Является ли знанием истинное и обоснованное мнение?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь