АРХЕ


АРХЕ
(греч. arche – начало)
первопричина, принцип.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


АРХЕ
    ???? (????) —начало, принцип (лат. principium), термин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера): 1) отправная точка, начало чего-либо в пространственном или временном смысле; 2) начало как зачин, причина чего-либо; 3) начало как начальство, власть, главенство. Процесс терминологизации (архе как “первоначало, принцип”, не initium, но principium) произошел в 4 в. до н. э. в Академии, вероятно, под влиянием языка математиков, где архе во множественном числе (?????) —исходные пункты доказательства, аксиомы. Уже у Платона архе употребляется в значении 1) онтологического принципа (ср. схоластический principium reale) и 2) начала познания, гносеологического принципа (ср. principium cognoscendi). Для 1-го особенно важен “Федр” (245ЬЮ слл., d l слл.: “начало есть нечто невозникшее; в самом деле, все возникающее по необходимости должно возникать из некоего начала...”), для 2-го — 6-я кн. “Государства” (510Ь5 слл.—о “беспредпосылочном начале”, где, однако, архе имеет также онтологический смысл, поскольку идеи Платона суть одновременно принципы бытия и познания).
    Аристотель впервые дает семантическое описание архе (“Метафизика” V l, 1012b34 слл) и различает: 1) эпистемологические начала (“начала, исходя из которых доказывают”, “силлогистические”, “аподиктические”, “научные” начала) и 2) онтологические начала (“начала сущности” — там же. III I, 995b7), причем “начала познания” часто выступают как синонимы “исходных посылок”, “постулатов”, “аксиом” (“начала вывода—посылки”: Anal. Рг. 1,27. 43а21). “Наиболее надежным, наиболее достоверным, безусловным” из “начал доказательств” Аристотель провозглашает закон противоречия (“Метафизика” IV 3—6; XI 5—б), отрицавшийся Гераклитом. “Начала” должны обладать самоочевидной достоверностью, они “недоказуемы” (Magn. Мог., 1197а22), не могут быть получены силлогистическим путем (Eth. Nie. 1139b30; 1098Ы; Top. lOlbl); “начало” научного знания (“эпистеме”) — интуитивный ум-нус (Anal. post. 23, 84b37; 33,88b35; Eth. Nie. 1140b33; 1143bl0), “Начала сущности”, или принципы бытия,—то же, что “причины” (??????), их столько же, сколько метафизических “причин”, т. е. четыре: материя, или“то, из чего”, форма (эйдос), или“чтойность”, начало движения и цель, иди “то, ради чего” (телос). Они выступают факторами, конституирующими конкретную вещь, “вот-это-вот-нечто” (???? ??), или первую сущность (????? ??????. “Движущую архе” Аристотель называет “началом в собственном смысле” (напр. Meteor. 346b20). В историческом очерке учения о “началах” (“Метафизика” II 3—9, ср. “Физика” I, 2 слл.) Аристотель, рассматривает всех своих предшественников с точки зрения предвосхищения ими одного или нескольких из “четырех начал” (причин) бытия. “Большинство первых философов”, согласно Аристотелю (Метафизика 983Ь6 слл.), предвосхищали материальное “начало” (архе). Именно в этом смысле следует понимать утверждения Аристотеля, Теофраста и позднейшей доксографии (см. Доксографы), что Фалес, Анаксимен, Гераклит и др. “принимали за архе” собственно воду, воздух и огонь, и нет никаких оснований приписывать перипатетический термин “архе” ионийским натурфилософам (употребление архе в значении, близком к онтологическому принципу, впервые засвидетельствовано для Филолая, DK fr. В 6).
    Лит.: Лебеде“ А. В. Об изначальной формулировке традиционного тезиса ??? ARCHN ???? ?????, “Balcanica. Лингвистические исследования”. M., 1979, с. 167—176; Lumpe A. Der Terminus “Prinzip” (????) von den Vorsokratikem bis auf Aristoteles;—“Archiv fur Begriftsgeschichte”, Bd. l. Bonn, 1955, S. 104-16.
    А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    первоначало, принцип, спутник


Просмотров: 1068
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ"
  • “ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского”
  • “МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • «НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • АРХЕ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • красота как методологический принцип познания
  • НАЧАЛА
  • начала
  • НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ
  • начало
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • О смысле и значении
  • Первичная дегенеративная деменция, сенильное начало, неосложненная
  • Первичная дегенеративная деменция, сенильное начало, с депрессией и бредом
  • Первичная дегенеративная деменция, сенильное начало с делирием
  • Первичная дегенеративная деменция, пресенильное начало
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • факт начала двукратного



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь