Грех


Грех
I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.
А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
В евр. яз. существует целый ряд слов, к-рые переводятся как Г. или грешить:
1) хата и производные слова указывают на движение в неверном направлении или"упущение" истинной цели;
2) паша (глагол) и образованное от него сущ. пеша выражает возмущение, протест;
3) ава, прежде всего, означает "кривить", "искривлять". Производное от него сущ. авон следует понимать как "кривду", "уклонение", "преступление";
4) шага и сущ. шегага выражают присущее человеку блуждание, "заблуждение". В отличие от рус. слова "грех", эти евр. слова могут употребляться и в мирском значении, не имея при этом религ. оттенка. Тем не менее и при таком употреблении обозначаются важнейшие приметы Г., к-рый в ВЗ не является абстрактным понятием, а представляет собой опред. образ жизни человека. В какой бы форме не проявлялось греховное поведение - как упущение поставленной Богом цели или как протест против Него, - по своей сути Г. всегда означает: "Тебе единому согрешил я" (Пс 50:6).Т.о.,для того чтобы определить поведение человека как грешное, следует соотнести его проступок с Божьей волей. Г. всегда есть нарушение закона Божьего, Божьей воли, выраженной в заповедях и предписаниях или же изнач. вложенной в сознание и чувства людей в виде совести (ср. "грех есть беззаконие"- 1Ин 3:4). Само многообразие евр. слов, переведенных как Г., показывает, что полностью уяснить значение понятия "грех" невозможно; в каждом конкретном случае можно разглядеть лишь часть его.
Б. ПРОЯВЛЕНИЯ ГРЕХА
разнообразны, практически он встречается во всех областях жизни:
1) в ВЗ большое значение придается выявлению Г. в области богослужения и культа. Так, культовые заповеди регулировали общение с Богом (первые четыре заповеди - Исх 20:1-11 являются исходным пунктом и основой многообразных культовых предписаний: см. книгу Левит). Несоблюдение и нарушение культовых заповедей всегда считалось Г. (Исх 30:38; Лев 7:25; 1 Цар 2:17; 6:19). Это относится также и к предписаниям о чистоте, причем священник должен решать, чист или нечист человек, совершивший грех невольно или по незнанию (см. Агг 2:10-13);
2) в ВЗ Бог является Господом всей жизни Своего народа. Поэтому Он устанавливает правила поведения во всех сферах жизни (см. прежде всего Исх 20:12 и след. ). Благодаря этому взаимоотношения людей переходят во взаимоотношения с Богом, и упущения в чисто человеческой сфере превращаются в нарушения Божьих установлений. Задачей пророков как раз и является вновь и вновь напоминать о Божьих заповедях и обличать Г. в межчеловеческих отношениях как непослушание Богу и вину перед Ним (2Цар 12:7-12; Ам 5:21-24);
3) Г. всегда означает отпадение от Бога, потому что вся жизнь соотносится с Богом. Совершающий Г. живет безбожно; грешник - это человек без Бога.
В. СУЩНОСТЬ ГРЕХА.
Библия и, в часта. книга Левит.не описывает происхождения зла см. Зло, злоба, злобный. Но в рассказе о грехопадении открывается сущность греха. Вне сомнения, под грехопадением подразумевается нечто большее, чем первый случай непослушания Богу. Запретное древо в раю означает тот предел, к-рый напоминает человеку о его сотворенности, несмотря на всю высоту положения, опред. ему Богом. Поэтому при грехопадении говорится о желании человека быть равным Богу, а вместе с тем и об утрате им невинности, привязывавшей его, как дитя, к Отцу и Создателю. Человек своевластно обрел знания о том, что есть добро и зло. В грехопадении человеческое "я" восстает против ограничений собств. свободы. В этом и проявляется сущность Г.: человек отворачивается от Бога, попирая как богобоязненность, так и доверие к Богу и возводя на престол собств. "я". Грехопадение - это ключевое событие после сотворения мира. В результате его человечество утрачивает рай и общение с Богом. Этим определяется дальнейшая судьба всего человечества (Рим 5:12 и след.). Всякий последующий Г. берет свое начало в грехопадении, только исходя из этого можно понять весь ужасающий смысл Г. Вместе с тем человек изобличается как грешник. Он - тот, кто жаждет Г., ибо восстает против Бога. А поскольку он желает Г., значит, он виновен. Человек в греховном состоянии, виной к-рому становится он сам, живет, как узник, неспособный преодолеть Г. и вынужденный ему подчиниться. Ибо "всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин 8:34). Начиная с Августина Блаженного богосл. мысль для обозначения этого состояния использует понятие "первородный грех" или "наследственный грех".
Г. ГРЕХ И ВИНА.
Библия не дает всеобъемлющего объяснения Г. В ней говорится о третьей "действующей силе", помимо Бога и человека: сатане, т.е. см. Дьяволе, или "власти тьмы" (Кол 1:13). Свидет-вуя о существовании и действии этой силы, Библия,тем не менее, не размышляет о природе зла (ср. 1Кор 13:5: греч - оулогидзетаи - "не размышляет" о зле, в Синод, пер. - "не мыслит зла"). Нигде в Библии не говорится о том, что человек освобожден от ответственности за свои Г. Г. - это всегда вина, здесь ВЗ не знает различий. В евр. яз. корень ашам - "быть виновным" - особо подчеркивает лежащую на человеке вину (см. выше, 1,А,3). Вину всегда можно приравнять к нечистоте. При этом различие между невольными (Лев 4:13,22) и сознательными (Чис 15:30) прегрешениями указывает лишь на степень вины. Не являются оправданием и ссылки на человеческую слабость (Иов 15:14; 25:4; Пс 50:7; 142:2). Г. приводит человека к вине (см. Вина) перец Богом, что требует искупления. Для этого в ВЗ Бог назначил множество жертвоприношений (см. Жертва). Конечно, с т.зр. Н3,это только временная возможность уйти от суда, к-рый выносит приговор Г. Но и здесь Г. - это прежде всего пагубные действия человека, приводящие его к противостоянию Богу, в результате чего он отступает от своей задачи - жить как Божие создание.
II. НОВЫЙ ЗАВЕТ. Хотя ВЗ и указывает на гибельность Г. и на вину грешника, только НЗ говорит о преодолении Г. посредством жертвы Иисуса Христа.
А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
В НЗ, так же как и в ВЗ, имеется несколько слов для обозначения Г.:
1) греч. глагол хамартано и сущ. хамартиа означают соотв. "промахнуться" и "упущение". Хамартиа чаще всего встречается в НЗ и не только означает упущение перед Богом, но и вместе с тем подчеркивает вину согрешившего. Под этим могут подразумеваться греховные дела (напр.,Деян 2:38; 3:19; Евр 1:3;2:17), греховная сущность человека (Ин 9:41; 1 Ин 1:8) и персонифициров. власть Г. (Рим 5:12; Гал 3:22; Рим 5-7 полностью);
2) реже в НЗ встречается слово хамартема, к-рым иногда обозначаются греховные дела. Паракоэ подразумевает непослушание, а аномиа - беззаконие. Этим в основном исчерпывается употребление слов, выражающих понятие Г.
Б. ИИСУС КАК ПОБЕДИТЕЛЬ ГРЕХА:
1) примочат., что Евангелия (за искл. Ев. от Иоанна) весьма редко касаются понятия Г. Иисус не развивает и не систематизирует учения о Г., к-рый для Него - реальность, связ. с человеком. Его проповеди и деяния - это преодоление Г. и спасение от него (Мф 9:13; Лк 5:8). см. Искупление, искупать, см. Прощение, простить, см. Жертва (IV). Иисус провозглашает Царство Божие (Мк 1:15), для наступления к-рого необходимо покаяние в Г. Посредством Иисуса Бог протягивает грешному человеку Свою руку, к-рая вернет грешника в Его дом (Лк 5:10; 7:37 и след.; 19:1 и след.). По поручению Отца Иисус преодолевает Г. через прощение (Мф 9:2). Христос правомочен делать это, поскольку берет на себя Г. мира (Ин 1:29,36; 1 Ин 1:7; 2:2). Этим он дарует человеку полную свободу (Ин 8:34,36). Своей деят-стью Иисус разделяет человечество, призывая каждого принять решение, на чьей он стороне (Ин 9:41; 15:22-24). Отвергающий Его избирает смерть (Ин 8:24); исповедующий Ему свои Г. получает прощение (1Ин 1:9);
2) лучше всего разъясняется отношение Иисуса к Г. в притче о блудном сыне (Лк 15:11 и след.). Г. - это отход от отчего дома и блуждание в чуждом мире, это вина перед людьми и перед Богом. Явление Христа приносит осознание Г. и призывает к покаянию (см. Покаяние, каяться). Ради Иисуса грешник может отвратиться от Г. (см. Обращение, обратить, обратиться), и тогда он найдет Бога, Который ждет и принимает с любовью каждого человека;
3) Иисус - это единств, возможность победить Г. Тот, кто отвергает Христа как победителя Г., останется во Г. (Ин 8:21,24; 9:39-41; 15:22-25).см. Проклятие, проклинать.
В. ГРЕХ КАК ПРЕОДОЛЕННАЯ ВЛАСТЬ.
Подробнее других апостолов о Г. говорит Павел. Но и он делает это только для того, чтобы определить действие благодати (милости) Божьей и искупления жертвой Иисуса Христа, т.е. Павел, в сущности, также не развивает учения о Г.:
1) осознание Г. Павлом произошло в момент его встречи с воскресшим Иисусом Христом (1Кор 15:9; 1 Тим 1:15), явившимся ему на пути в Дамаск и открывшим, что гонения против Церкви Христовой являются результатом неосознанной глубокой враждебности к Богу. Будучи грешником, Павел оставался Божьим врагом до тех пор, пока Иисус не победил его Г. Только теперь Павел получил возможность постигнуть сущность Г.;
2) Г. пришел в мир через Адама (Рим 5:12 и след.), и т.о. произошло его вторжение в сферу человеч. жизни. Г. - сила, существующая вне человека и исходящая от дьявола, к-рый приступает к человеку как искуситель (Мф 4:1-11; 13:28; Откр 12:9). 0дна-ко это не отменяет вины грешника; он сам не захотел противостоять искушению, а поддался ему (Рим 5:12), и теперь Г. живет в нем (Мф 15:19; Мк7:21;Иак 1:14);
3) Г.несетссо-бой смерть (Рим 6:23), к-рая также свидет-вует о подверженности человечества Г. (1Кор 15:56). След.,Г. - это нечто большее, чем пагубное поведение человека; в конечном счете греховность - это состояние человечества. Люди находятся под властью Г. При этом за Г. как отдельными деяниями следует различать Г. как человеческую сущность, проявлением к-рой и являются отдельные Г.;
4) наконец, существует еще одна сила, к-рая квалифицирует многие поступки как Г.: это Закон (Рим 5:13; 7:8; Гал 3:19), к-рый является не чем иным, как орудием Бога. Закон определяет греховное самоутверждение человека как восстание против Бога (Рим 1:21), напр., Г. Адама. Но посредством Закона, вместе с тем, обнажается и демонич. сила Г. В своем "плотском" бытии (см. Плоть, плотский, плотяной) человек - это проданный Г. раб (Рим 7:14), Г. владеет им;
5) при всем этом Павел знает, что Г. может быть преодолен Христом (Рим 8:3). Г. действительно был преодолен смертью безгрешного Иисуса, Которого Господь сделал жертвою за Г. (2Кор 5:21). То, что Иисус претерпел на кресте, Он претерпел за грешников, "за нас" (2Кор 5:21;ср. 1Кор 15:3; Гал 1:4). Так, Он искупил человечество, через Него воцарилась благодать (Рим 5:21). Иисус - вечный безгрешный Первосвященник, Который раз и навсегда принес Себя в жертву за Г. (Евр 2:17; 4:14 и след.; 7:24-26; 9:11-15). Благодаря жертве Иисуса, для человека, подчиненного Г., забрезжила надежда. В своей вере в Иисуса он вместе с Ним принимает смерть и умирает для Г. (Рим 6:2). Отныне Г. уже не имеет прав на него (Рим 6:13,18 и след.), человек в вере жив Богом и Иисусом Христом;
6) жизнь в вере полна напряжения, ибо освобождение от власти Г. не означает безгрешности. Верующий еще не достиг совершенства (Рим 8:10), а ждет того (Рим 8:18),чтобы Г. и его последствия окончат, были уничтожены со Вторым пришествием Иисуса (Рим 8:11; 1 Кор 15:26). До этого срока он в своей жизни постоянно нуждается в действенном очищении кровью Иисуса Христа (1Ин 1:7-10; 3:3). см. Беспорочный, безупречный, безукоризненный (невиновный).


Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.


Синонимы:
    вина, грехопадение, грешок, недостаток, нехорошо, окаянство, ошибка, погрешение, прегрешение, провинность, проступок, согрешение, упущение, фитина, харам


Просмотров: 1188
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гендер как культурный символ
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • Дети как свидетели
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • НИ ЭТО, НИ ТО
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь