Глаз


Глаз
Глаз (Око)
I. ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА:
Г. - орган зрения, наиб. полно воспринимающий внешний мир и передающий информацию душе человека. Г. человеч. ненасытимы (Притч 27:20; Еккл 1:8), и сердце следует за Г. (Иов 31:7). Поэтому Г. несут свет телу: "Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло" (Мф 6:22 и след.). Искушение начинается с Г. (Быт 3:6; ср. 1 Ин 2:16), а вожделеющий взгляд уже есть грех в сердце (Мф 5:28). О праведнике сказано, что он закрывает Г. свои, чтобы не видеть зла (Ис 33:15). Иов заключил завет со своими Г., дабы не смотреть на девиц с вожделением (Иов 31:1). Но человек видит только то, что находится перед его Г. (1Цар 16:7);чтобы человек обрел проницательность. Бог, дарующий ему видящие Г. (Притч 20:12), просвещает его очи (Пс 12:4) и очи его сердца для познания (Еф 1:18), иначе человек, видя, не будет видеть (Мф 13:13), ибо Г. его останутся 'сомкнуты" (ст. 15). Но там, где Г. "удержаны" (Лк 24:16), Господь откроет их, чтобы люди узнали Его (ст. 31), как это было с Агарью (Быт 21:19)и Валаамом (Чис 22:31). Подкуп же, напротив, ослепляет Г. (1Цар 12:3). Г. сообщают внутреннему миру о внешнем и одновременно открывают то, что таится в сердце. Они могут быть добрыми (Притч 22:9 - МТ:" (человек) с добрыми глазами будет благословляем"), гордыми, надменными, тщеславными (Пс 17:28; 130:1; Притч 6:17; 21:4; Ис 10:12). Г. могут быть колючими от ненависти (Иов 16:9), они могут насмехаться (Пс 34:19) и не замечать просящих подаяние (Притч 28:27). Г. глупца устремлены на концы земли (Притч 17:24). Подмигивание Г. служит тайному взаимопониманию (Притч 6:13; 10:10; 16:30), Г. псалмопевца обращены на деяния Бога,а Г. рабов - на руки их господ (Пс 122:2). Воз-вед. вверх Г. означают надежду и молитву, обращенную к Господу (Пс 122:1), взывание к идолам (Иез 33:25) или заносчивость (4Цар 19:22). От стыда и смирения люди не смеют поднять Г. и опускают их вниз (Езд 9:6: Иов 22:29 - МТ: "Он спасет опустившего глаза"; Лк 18:13). Выражение "пред очами кого-либо" или "в очах кого-либо" означает "в присутствии кого-либо" (Быт 23:11; Ис 13:16; ср. Исх 10:28 и след.). Кр. того, оно означает чье-л. собств. воззрение или мнение (Руфь 2:10; 1 Цар 1:18; Иов 25:5). Тот, кто видит верный путь и ведет по нему (Иов 29:15), становится Г. слепого, а тот, кто указывает путь народу в пустыне, является Г. народа (Чис 10:31). Г. легко раним, и на этом построена притча о соринке и бревне в Г. (Лк 6:41 и след.). Во многих изречениях использован образ зеницы ока,к-рую надо особенно беречь (Втор 32:10; Пс 16:8; Притч 7:2; Зах 2:8). В Иез 24:16 супруга пророка названа "утехой очей" его. Выражение "покрывало для очей" (Быт 20:16) может означать также искупление несправедливости, делающей ее как бы невидимой для Г.
II. ОЧИ БОЖЬИ.
В то время как Г. идолов "смотрят",но не видят (Пс 113:13; 134:16), от очей Господа, видящего в сердцах (1Цар 16:7), ничего нельзя утаить. Все открыто и обнажено перед Тем, Кому мы должны давать отчет (Евр 4:13), - все прошлое и грядущее (Пс 138:16). Очи Его видят все пути сынов человеч. (Иов 24:23; Иер 32:19). Они смотрят на всю землю, чтобы помогать праведным (2Пар 16:9) и руководить ими (Пс 31:8; ср. Пс 122:2). Но очи Господа обращены и на грешников, к-рые предстанут перед Судом (Ам 9:4,8) и не будут помилованы Его оком (Иез 5:11), как это случилось с израильтянами в пустыне (Иез 20:17). В Зах 3:9; 4:10 говорится о семи очах Господа, семь очей имеет и Агнец в Откр 5:6. см. Видеть, зреть см. Вид, увидеть см. Лицо см. Слепота, слепой см. Болезнь.
III. ПРОЧЕЕ.
Как метафора, евр. слово айин, означающее Г., нередко используется в тексте оригинала для обозначения искрящегося вина (Притч 23:31), поверхности земли (в Синод, пер. - "лице земли' - Исх 10:5,15; Чис 22:5,11), источника (см. названия, в к-рые входит слово айин).


Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.


Синонимы:
    гипноблефарон, глазик, глазище, зазор, зеница, зрение, лампочка, наблюдение, надзор, надсмотр, око, пригляд, призор, присмотр, пятно, фишак, центр, чича


Просмотров: 1174
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • бог как источник и гарант познания
  • ВСЕ-ЧЕЛОВЕК
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • Закон «все или ничего» (all-or-none law)
  • знание-как и знание-что
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • ОРЕСТ 1 АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ. СМЕРТЬ АГАМЕМНОНА
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь