хуаянь школа


хуаянь школа
Одно из ведущих направлений кит. буддизма. Свое учение основывает на инд. "Аватамсака сутре" (кит. "Хуа янь цзин"- "Сутра цветочной гирлянды"). Особо важной признается гл., обычно называемая "Жу фа цзе пинь" ("Гл. о вступлении в дхармадхату"). В Х.ш. почитаются также "Маханирвана сутра" ("Непань цзин"- "Сутра нирваны") и "Махаяна шрадцхотпада шастра" ("Да чэн ци синь лунь"- "Шастра с пробуждении веры в махаяну").
Основателем Х.ш. традиционно считается Душунь (6 - 7 вв.), автор трактата "Хуа янь фа цзе гуань" ("О созерцании дхармадхату (по учению) Хуа янь (цзин)"), вторым патриархом - Чжиянь. В действительности основал школу и систематизировал ее учение Фацзан (7 - нач. 8 в.) Ему наследовал Дэнгуань, преемником к-рого стал Цзунми (8 - 9 вв.). После него начинается длительный упадок Х.ш. Однако еще несколько столетий она оставалась осн. "доктринальной" (цзяо) буд. школой, по влиянию уступая лишь школам "созерцательного" (чань) характера, уделявшим особое внимание религ. практике и использованию методов психотехники. Х.ш. не имеет инд. аналога. Для нее характерен особый интерес к собственно филос. проблематике, широкое использование терминологии классич. кит. философии.
В учении Х.ш. сочетаются положения двух ведущих направлений классич. буддизма (см. Саньлунь школа)- мадхьямики и виджнянавады (см. Вэйши школа). Осн. идеи последней дополнены учением мадхьямики об "истинной реальности", существующей в качестве объективного внерефлективного бытия (санскр. татхата, бхута-татхата, кит. чжэнь жу). Это привело к активному усвоению мыслителями Х.ш. инд. доктрины татхагата гарбхи (кит. жу лай цзан - "вместилище (лоно) так приходящего", т.е. будды)- абс. и единого субстратного сознания, выступающего источником не только эмпирич. видов сознания, но и порождающего их "сознания-сокровищницы" (алайя-виджняна, алие ши, цзан ши), к-рое считается исходным в виджня-наваде. Татхагата-гарбха рассматривается в качестве единого "я" всего сущего.
На основе данной доктрины мыслители Х.ш. разработали ориг. холистич. учение о "беспрепятственном (взаимопроникновении) принципов и вещей/дел" (ли ши у ай). Оно рассматривает мир как единый универсум (см. Фа цзе), все элементы - дхармы (фа (1), п. 2)-к-рого образуют единое целое, полностью присутствующее в каждом из этих элементов. Универсум в соч. Х.ш. часто уподобляется или сети из драгоценных камней, отражающих друг друга, или со всех сторон окруженному зеркалами образу будды, к-рый до бесконечности отражается в них. Используя понятие "принцип" (ли (1)), разработанное философами школы сюань сюэ, мыслители Х.ш. описывали совершенное, нирваническое (см. Непань) состояние "единого сознания" (и синь) как совокупность содержащихся друг в друге "принципов": они пребывают в таком же единстве с вещами эмпирич. мира (ши (3)), также являющимися аспектами "единого сознания". Др. важнейшая доктрина Х.ш.- "беспрепятственное (взаимопроникновение) вещей/дел" (ши ши у ай)- предполагает взаимосвязь и "взаимовключенность" всех вещей и явлений ("все сущее едино в едином сознании"). Х.ш. предлагала детальный анализ уровней и состояний бытия по принципу ши сюань ("десять сокровенных"), подразумевающему такие критерии, как целостность, единство, различия, тождество и варианты их диалектич. взаимодействия. Мудрец, достигший состояния будды, осознает единство мира и свое тождество с универсумом как "единым сознанием", выходя из иллюзорного мира рождений-смертей (см. Лунъхуэй). Х.ш. рассматривала свое учение как высшее и совершенное - "единств, колесницу" (и чэн) буддизма (см. Сань чэн). Доктрины всех др. буд. школ оценивались как ступени к постижению хуаяньской философии или ее частные аспекты.
В рамках Х.ш. возникали различные направления. Так, в 11 в. монахом Кун Цинцзюэ создана "школа Белого облака" (Байюнь цзун, по назв. монастыря Бай-юньань в пров. Ханчжоу), разделившая буд. учения на 10 категорий (из к-рых высшей - "колесницей Будды" - провозглашалась Х.ш.) и придерживавшаяся принципа "единства трех учений" (см. Сань цзяо). Эта школа, последователи к-рой не принимали монашеского пострига, с 1202 неоднократно запрещалась имп. указами.
Взгляды Х.ш. оказали значит, влияние на формирование неоконф. (см. Неоконфуцианство) учения о соотношении "принципа" и "пневмы" (ли-ци), на разработку др. филос. проблем в рамках неоконф. направления ли сюэ. Учение Х.ш. проникло в Корею (7 в., школа Хваом) и Японию (8 в., школа Кэгон сю).
**Янгутов Л.Е. Филос. учение школы Хуаянь. Новосиб., 1982; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 237 - 252; Chan G.C.C. The Buddhist Teaching of Totality. The Philosophy of Hwa-Yen Buddhism. University Park -L., 1971; Verdu A. Dialectical Aspects in Buddhist Thought: Studies in Sino-Japanese Mahayana Idealism. N.Y., 1974; Clcaryи Tli. Entry into the Inconceivable. An Introduction to Hwa-Yen Buddhism. Honolulu, 1983.
E.A. Торшнов

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 1203
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ананай-Ке (Учение Трех И Пяти)
  • Безобразное мышление: Вюрцбургская школа (imagless thought: the Wurzburg school)
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • вэйши школа
  • ВЭЙШИ ШКОЛА
  • да чэн ци синь лунь
  • ИСТОРИИ ИДЕЙ ШКОЛА
  • Кит
  • Кит
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • один будда — все будды
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • Принципа Единства Сознания И Деятельности В
  • САНЬЛУНЬ ШКОЛА
  • саньлунь школа
  • сознания школа только
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • учение белого лотоса
  • ХУАЯНЬ ШКОЛА
  • чань школа
  • ЧАНЬ ШКОЛА
  • чэн - чжу школа
  • школа военной философии
  • школа только сознания
  • школа трех трактатов
  • ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь