основа - второстепенное


основа - второстепенное
Терминологич. словосочетание, в кит. философии имеющее три осн. значения.
1. "(Оформленная) сущность/реальность и (ее) функция/атрибут". Первый член терминологич. пары относится ко второму как целое к части. Впервые в указ, значениях понятия ти (1) ("тело/основа") и юн (2) ("применение") фигурируют, видимо, в "Сюнъ-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.): "Множество вещей соединены в пространстве, но различаются своей (оформленной) сущностью (ти (1)), (даже утилитарно) негодное имеет свою функцию (юн (1)) по отношению к человеку" (гл. "Фу го"- "Обогащение гос-ва"). У Ван Чуаньшаня (17 в.) ти (1) - это "реальное наличие" (ши ю), о существовании к-рого можно судить по его атрибутам (юн (2)) ("Чжоу и вай чжуань" - "Внеш. коммент. к "Чжоуским переменам", цз. 2). Сунь Ятсен интерпретировал проблему Т.- ю. как соотношение материи и духа (цзиншэнь), к-рый является неотъемлемым свойством материи ("Цзюньжэнь цзиншэнь цзяоюй" - "Воспитание духа военных"). В совр. философии знак ти (1) используется .для передачи понятий "бытие" (бэнь ти, букв, "изнач. тело") и "субстанция" (ши ти, букв, "реальное тело"). Сюн Шили (20 в.) в развитие рассматриваемой здесь традиц. концепции предложил тезис о "недвойственности ти (1) и юн (2)" (ти юн бу эр).
2. "Основа/субстанция - проявление / акциденция" (более узкое значение: "ноумен - феномен"). Здесь соотношение ти (1) и юн (2) более дихотомично. В этом аспекте проблему Т.- ю. начал разрабатывать Ван Би (3 в.), у к-рого в качестве вселенской "основы" ти ( 1 ) фигурировало "отсутствие/небытие" (у (1), см. Ю - у). Пэй Вэй (3 в.), напротив, объявил "основой" "наличие/бытие" - ю ("Чун ю лунь" - "О почитании наличия/бытия"). Ван Аньши (11 в.) в качестве единой "основы/субстанции" рассматривал "изнач. пневму" (юань ци (1), см. Ци (1)), пребывающую в состоянии "покоя" (цзин (2), см. Дун - цзин), тогда как ее циркуляция "между Небом и Землей" создает все множество "акциденций/феноменов" ("Лао-цзы чжу"- "Коммент. к "Лао-цзы"). У главных основоположников неоконфуцианства Чэн И (11 -12 вв.) и Чжу Си (12 в.) в роли "основы" фигурируют структурообразующие "принципы" -ли (1), а в качестве "проявления" - "образы" (сян (1), см. Сян шу чжи сюэ) мироздания. Чжу Си перенес дихотомию Т.- ю. также на соотношение "(индивид.) природы" (син |1)) и "чувств" (цин (2)) ("Чжу-цзы юй лэй" - "Высказывания Чжу-цзы, классифицированные по родам", цз. 5). Принцип Т.- ю. как обозначение дихотомии "основа - проявление" использовался в "нумерологич." медицинских расчетах (иероглиф "ти (1)" обозначал пораженную систему организма - орган и т.п., а иероглиф "юн (2)"-другую систему, функционально связанную с пораженной и потому выбранную для оказания на нее лечебного воздействия).
3. Дихотомия "принцип (основа) - применение (второстепенное)". Введена теоретиком политики "самоусиления" Чжан Чжи-дуном (19 - нач. 20 в.), предложившим использовать "кит. науку в качестве основы, зап. науку для (утилитарного) применения" (чжун сюэ вэй ти, си сюэ вэй юн), Чжан Чжидун исходил из положения о том, что "кит. наука упорядочивает тело/личность (шэнь (2)) и сердце (синь |1)), зап. наука нужна для мирских дел" ("Цюань сюэ пянь"- "Советы (по поводу) наук"). Под "кит. наукой" понимались духовно-культурные и идеологич. принципы, под "зап. наукой" - естественнонауч. дисциплины и технич. достижения. Этот тезис о соотношении кит. и зап. "наук" в сокращенной формулировке ("китайское в качестве основы, западное для применения") впоследствии толковался весьма широко, в целом подразумевая преемственность духовной и культурной традиции при дозированном заимствовании зап. опыта.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 998
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО"
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”
  • «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
  • ВЫБОРКИ ОСНОВА
  • действие: основа ориентировочная
  • ЗАКОННОСТИ ОСНОВА
  • Кит
  • Кит
  • Лао Цзы
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • лао-цзы
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • ЛЕГИТИМНОСТИ ОСНОВА
  • ориентировочная основа действия
  • основа
  • основа
  • ОСНОВА ВЫБОРКИ
  • основа действия ориентировочная
  • ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
  • РЕАЛЬНАЯ ОСНОВА
  • СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ
  • сян шу чжи сюэ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • цзы сы - мэн-цзы школа
  • чэн - чжу школа



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь