устои и постоянства


устои и постоянства
"Три устоя и пять постоянств" (сокр. ган чан - "устои и постоянства").
Традиц. для конфуцианства обозначение нормативных отношений между гл. социальными ролевыми позициями и нормативных этич. качеств. Словосочетание "сань ган" ("три устоя", "тройственная норма") впервые прозвучало в соч. реформатора древнего конфуцианства Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) "Чунь цю фань лу" ("Обильные росы "Весен и осеней"). "Три устоя" - нормы отношений между государем и сановником, отцом и сыном, мужем и женой - определялись как атрибуты "пути правителя" (ван дао) и требования, исходящие от Неба (тянь). Истоки этого определения прослеживаются в конф. каноне "Ли цзи" (гл. "Юэ цзи"- "Записки о музыке", 5 - 2 вв. до н.э.), где говорится, что "устой", или "норма" (ган, букв.- осн. канат рыболовной сети), о к-рой заповедали помнить "совершенномудрые" (шэн (1)) правители древности, - отношения между отцом и сыном, правителем и сановником. Кун Инда (кон. 6 - нач. 7 в.) в соч. "Ли вэй" ("Апокриф о правилах благопристойности") объявил "устоем" (ган) высший член каждой из иерархич. пар, связанных отношениями почитания и подчинения: государь является "устоем" для сановника, отец - для сына, муж - для жены.
Словосочетание "у чан" ("пять постоянств") у Дун Чжуншу обозначило качества "пути (дао) мужа", над совершенствованием к-рых должен трудиться правитель (ван |1J): "гуманность" (жэнь (2)), "должная справедливость" (и (1)), этико-ритуальная "благопристойность" (ли (2)), "разумность" (чжи (1)), "благонадежность" (синь (2)). Если сочетание "сань ган" восходило к троичной матрице (ср. триграммы "Чжоу и", триаду Небо - человек - Земля и т.п.), то у чан - к пятеричной ("пять элементов"- у син (!)). Термин "у чан" предположительно апеллирует к неким "пяти классич. образцам" (у дянь), "послушания" к-рым требовал конф. канон "Шу цзин" (гл. "Шунь дянь"- "Образцы Шуня"). В "Предисловии" ("Сюй") к "Шу цзину" эти "образцы", передающие суть "постоянного дао" (чан дао), относились на счет содержания пяти книг, якобы оставленных пятью древними правителями и мудрецами, жившими до эпохи Ся (до 23 в. до н.э.). Кун Аньго (1 в. до н.э.) определил "пять образцов" как "почитание пяти постоянств" (у чан чжи цзяо): оно реализуется в том, что "отец (руководствуется) должной справедливостью, мать - милосердием, старший брат - дружбой, младший брат - почтительностью, сын - сыновним благочестием". В "Цзо чжуани" (5 - 2 вв. до н.э.) аналогичная система принципов поведения определена как проявление дао в человеч. чувствах и основание для классификации видов человеч. "природы" (син (1)) по названиям позиций системы у син ( 1 ) ("металл", "дерево" и т.д.).
Гл. основоположник неоконф. "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си (12 в.) первым применил словосочетание С.г.у ч. как единое понятие - предвечно существующие и неуничтожимые "устои и постоянства", гань чан ("Чжу-цзы юй лэй"- "Высказывания Чжу-цзы, классифицированные по родам", цз. 24), тождественные неизменному "небесному принципу"- тянь ли, см. Ли (1) ("Чжу Вэнь-гун вэнь цзи" - "Собр. произв. Чжу - князя Культуры", гл. "Ду да цзи"- "Читая великие записки").

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 911
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ДАО ДЭ ЦЗИН”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • «ДАО ДЭ ЦЗИН»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • ВАН ДАО
  • ван цзи
  • ВЭНЬ-ЧАН
  • ган кинах
  • Ган-эден
  • ДАО ДЭ ЦЗИН
  • дао дэ цзин
  • Дао-де-цзин
  • Дао-Дэ-Цзин
  • ЛИ ЧЖУ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • пять элементов
  • сань ган у чан
  • САНЬ ГАН У ЧАН
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фо-Чжу
  • Цзянь-Чан
  • чан нян тонг
  • чан тхай тонг
  • ЧАН Э
  • ЧАН-Э
  • ЧЖУ СИ
  • чжу си
  • ЯН ЧЖУ
  • ЯН ЧЖУ, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь