загрузка...
"F71" Умственная отсталость умеренная
Анкета. Психологический климат в трудовом коллективе.
Аутотренинг «Волшебный лес»
Игра-разминка «Австралийский дождь»
Интерпретация факторов – Тест Р.Б. Кеттелла (16 PF – опросник)
Кандыба Виктор - Криминальный гипноз. В двух томах. Том 1
Ковалев В. Мечты и цели (Азбука дистрибьютора)
Колризер Джордж. Не стать заложником. Сохранить самообладание и убедить оппонента.
Коммуникативные упражнения
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.
Литвак Б.М. Как вернуть любимого человека
Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов.
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)
Особенности старшего подросткового возраста
Сергеечева Валентина. Азы общения стратегия и тактика
Тест «установление закономерностей»
Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук
Тренинг «Сплочение коллектива»
Упражнение «Мотивация»
Упражнения разминки
Физминутка «Самолеты загудели»
Физминутка «Хома, хома, хомячок»
Юнг Карл Густав. Нераскрытая самость (настоящее и будущее)

учитель с горы цзишань


учитель с горы цзишань
ЛЮ ЦЗУНЧЖОУ Лю Цидун, Лю-цзы, прозв. Няньтай, Цзишань сяныиэн ("учитель с горы Цзишань"). 1578, Шаньинь (совр. Шаосин пров. Чжэцзян),- 1645.
Философ-неоконфуцианец. Имел высшую ученую степень цзиньши. Дослужился до поста начальника контрольного ведомства в Нанкине, ставшем после сдачи Пекина в 1644 и воцарения маньчж. дин. Цин резиденцией импер. двора дин. Мин. Учредил высшую школу, студентами к-рой были Хуан Цзунси, Чэнь Цюэ и др. известные ученые. После падения т.н. дин. Южная Мин покончил с собой, отказываясь от еды. Осн. соч. сведены в сб. "Лю-цзы цюань шу" ("Поли. собр. книг Лю-цзы"), "Лю-цзы цюань шу и пянь" ("Сохранившиеся главы из поли. собр. книг Лю-цзы").
Филос. построения Л.Ц. в целом укладываются в русло учения Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.). Вместе с тем отрицал тезис о том, что "принцип (ли (1)) предшествует пневме (ци (1))", обосновывая имманентность "принципа" "пневме". Доказывал исконную "единотелесность" (и ти) человека "Небу (тянь). Земле и десяти тыс. вещей", соединяющимся посредством органов чувств в человеч. "сердце" (синь (1))-сознании и психике. Последнее отождествлял с "(индивид.) природой" (син (1)) человека. Его "сердце" составляет единство с вселенским "сердцем дао" - общеприродным разумно-чувственным началом, к-рое одновременно является "исконным сердцем" (бэнь синь)- сущностной основой "сердца" человека. Подобным же образом человеч. "природа" представляет собой единство двух компонентов - т.н. "природы сущности пневмы" (ци чжи чжи син), определяемой совокупностью свойств "пневмы", образующей конкр. личность-организм, и "природы долженствующего принципа" (и ли чжи син, см. И (1)), к-рая является сутью вселенской и конкр. человеч. "природы". Тождество "двукомпонентных" "сердца" и "природы" субстанциально обеспечивается пронизывающей их единой вселенской "пневмой". Но это тождество осуществляется не автоматически, а посредством медитативной "работы/подвига" (гунфу) - "размышления в одиночестве", или "размышления об одиночном" (шэнь ду). "Одиночное" у Л.Ц.- "исконное сердце", универсальная суть человеч. сознания и психики, для актуализации к-рой необходимо постоянное сосредоточение на ней. Совершение этого "подвига" требует воспитания в себе "искренности" ("он (1)) и "почтительной осторожности" (цзин (4))", к-рые достигаются посредством "самопреодоления" (кэ цзи), "взыскания добра" (цзэ шань) и необходимы для обучения вообще.
Ма Чжэньдо
ЛЮ ЦЗУНЪЮАНЬ Лю Цзыхоу, прозв. Лю Хэдун ("Лю из Хэдуна"). 773, уезд Цзесянь обл. Хэдун (совр. Цзеч-жоучжэнь уезда Юньчэн пров. Шаньси),- 819.
Литератор, философ. Имел высшую ученую степень цзиньши. Состоял на гос. службе по ведомству ритуалов. Вместе с Лю Юйси входил в дворцовую реформаторскую группировку Ван Шувэня, после ее поражения сослан в провинцию, где занимал различные чиновничьи должности. Осн. соч. - "Тянь дуй" ("Обращение к Небу"), "Тянь шо" ("Слово о Небе"), "Да Лю Юйси тянь лунь шу" ("Книга ответов на вопросы Лю Юйси о Небе"), "Фэй Го юй" ("Против "Речей царств") и др. вошли в сб. "Хэдун сяньшэн цзи" ("Собр. соч. г-на (Лю из) Хэдуна").
В обл. натурфилософии исходил из существования предвечной мировой субстанции - "изнач. пневмы" (юань ци (1), см. Ци (1)), из к-рой рождается все сущее. Отрицал существование какого-либо "суверена" (чжу цзай), господствующего над "изнач. пневмой". Полемизируя с Хань Юем, доказывал, что Небо (тянь) - безграничный универсум, к-рый никого не наказывает и не награждает. Небо и Земля, "изнач. пневма", силы инь ян суть природные начала, не обладающие волей; и достижениями, и неудачами человек обязан себе ("Тянь шо"). Небо представляет только природные процессы (рождение, рост, разрушение, гибель), тогда как человек - социальные (законодательное упорядочение и смуты) ("Да Лю Юйси..."). Л.Ц. отрицал зависимость человеч. судьбы ("предопределения" - мин (1)) от Неба и каких-либо высших существ: "Имеющий достаточно сил надеется на людей; не имеющий достаточно сил надеется на духов" ("Фэй Го юй").
Утверждал, что развитие человеч. об-ва не следовало "замыслам совершенномудрых" (шэн (1)), но шло в русле человеч. потребностей, регулируемых "властью/силой" (ши (5)). Взгляды Л.Ц. на историч. процесс подразумевали некое прогрессивное развитие социума: в глубокой древности для того, чтобы пища и вещи "собирались для (распределения) на всех" и не было столкновений между людьми, появились "войска и добродетель (дэ ( 1 ))", т.е. аппарат насилия и моральные нормы, и Сын Неба (правитель) стал самолично раздавать уделы. Считая восстановление удельной системы нецелесообразным, Л.Ц. вместе с тем полагал, что только "совершенномудрый" правитель может наладить обществ, порядок, соединив "канонич. (управление)" (цзин (1)), "власть" (цюань) с "гуманностью" (жэнь (2)) и "мудростью" (чжи (1)). Активно поддерживая движение за "возрождение" древнего лит. стиля (подражание ему), в отличие от зачинателя этого движения Хань Юя рассматривал "три учения" - конфуцианство, даосизм и буддизм как не противоречащие друг другу. Тезис Л.Ц. об "объединении конфуцианства и буддизма" выглядел необычно для мыслителя его круга. В совр. науч. лит-ре высказываются преимущественно три т.зр. о соотношении идей Л.Ц. и буддизма: 1) буд. идеи не оказали заметного влияния на материалистич. в целом взгляды Л. Ц.; 2) его воззрения в принципе эклектичны; 3) Л. Ц. - адепт буддизма, а его философия носит идеалистич. характер.
*Л.Ц. цзи (Собр. соч. Л.Ц.). Пекин, 1979; Хань Юй, Л.Ц. Избр. Пер. с кит. И. Соколовой. М., 1979; Федорук В.Ф. Трактовка Неба в лит. творчестве Л.Ц. ("Слово о Небе") // Проблемы вост. филологии. М., 1979; **Желоховцев А.Н. Лит. взгляды Хань Юя и Л.Ц. // Историко-филологич. исследования. М., 1974.
По материалам Фу Юньлуна

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 1123
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КНИГА ПРИРОДЫ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • «КНИГА ПРИРОДЫ»
  • Гуань-инь-тянь
  • книга хань
  • МЭН ТЯНЬ
  • ОТКРЫВАЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ ВМЕСТЕ С ГУССЕРЛЕМ И ХАЙДЕГГЕРОМ
  • Полемика о роли природы и воспитания в развитии (nature-nurture controversy)
  • после этого значит по причине этого
  • Развитие человека (human development)
  • СИН-ТЯНЬ
  • ТЯНЬ
  • ТЯНЬ
  • тянь
  • ТЯНЬ ЛИ ЖЭНЬ ЮЙ
  • тянь чао тянь му чжи ду
  • ТЯНЬ-ДИ
  • Тянь-Син
  • Тянь-Хоан
  • ТЯНЬ-ХОУ
  • ТЯНЬ-ЮЙ ЮАНЫПУАЙ
  • Философия и зеркало природы
  • ФИЛОСОФИЯ И ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ
  • ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
  • ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
  • цзин тянь
  • цзю тянь
  • ЦЗЮ ТЯНЬ
  • ЧЖАН ТЯНЬ-ШИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.








    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь