диалектики


диалектики
МИН ЦЗЯ "Школа имен", "номиналисты", "софисты", "диалектики".
Филос. направление 5 - 3 вв. до н.э. В "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) фигурирует как одна из девяти, в "Хань шу" ("История дин. Хань", I в.)- одна из шести ведущих древнекит. филос. школ. Проблематика М.ц. включала преимущественно вопросы форм, способов, закономерностей мышления и познания. Одна из гл. проблем, вокруг к-рой складывались построения М.ц., - соотношение "имен и реалий" (мин ши, см. Мин (2)). М.ц. наряду со школой мо цзя и Сюнь Куаном принадлежит заслуга формирования в кит. мысли зачатков логики как теоретич. дисциплины, не получившей, однако, дальнейшего развития. Взгляды М.ц. выражены гл. обр. в соч. 4 - 3 вв. до н.э. "Гунсунь Лун-цзы", "Хуэй-цзы", а также в "Дэн Си-цзы" (см. Дэн Си), "Инь Вэнь-цзы" (см. Сун (Цзяня) - Инь (Вэня) школа) и др. За исключением трактата "Гунсунь Лун-цзы", произв. М.ц. утрачены, известные ныне тексты "Дэн Си-цзы" и "Инь Вэнь-цзы" подделаны позднее. Сведения о жизни и высказывания крупнейших представителей М.ц. - Гунсунь Луна, Хуэй Ши, Дэн Си, Инь Вэня (последнего чаще относят к даосам) и др.- содержатся во многих древнекит. памятниках.
Мыслители М.ц. затрагивали также вопросы политич. и экономич. жизни, опираясь на специфич. проблематику и понятийный аппарат. Осн. направлениями внутри М.ц. считаются т.н. "школа сходств и различий" (хэ тун и пай) и "школа отделения твердого от белого" (ли цзянь бай пай). Первое из них, представленное Хуэй Ши (4 - нач. 3 в. до н.э.), делало акцент на всеобщности связей вещей и явлений. По Хуэй Ши, различия между вещами и явлениями связаны с конкретикой времени, места и условий, имеющей относительный смысл; в процессе познания границы, обусловливающие эти различия, должны сниматься, так чтобы даже антагонизм предстал безусловным тождеством, ибо основа "расцвета (т.е. максимального выявления) различий" - "расцвет тождества". Это учение выражено в десяти тезисах, сформулированных в гл. "Тянь ся" ("Поднебесная") даос, трактата "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.). Первый из них гласит, что все множество вещей образовано из некоей исходной точки - "малого единого" (сяо и) поэтому между ними в сущности нет различий; космос же представляет собой "Великое единое" (да и), вне к-рого нет вещей. Пятый тезис говорит о том, что хотя общепринято различение "малого тождества (сходства)"- сяо тун, и "Великого тождества" ("Великого единения", да тун (1)), однако фактически к вещам правильнее относиться либо с т. зр. "расцвета различий", либо "расцвета тождества". Десятый тезис резюмирует содержание предыдущих: тяготеющее к "расцвету различий" есть тяготеющее к "расцвету тождества"; нельзя отделять себя от прочих вещей, распространяя свою любовь в равной мере на все сущее; хотя в природе существуют пространственные разграничения и разделения, однако универсум (Небо и Земля, см. Тянь) подобен единому человеч. телу, в к-ром не м.б. разделений на субъект и объект.
"Школа отделения твердого от белого", гл. представителем к-рой был Гунсунь Лун, подчеркивала устойчивость связи понятий - "имен" (мин (2)) с "реалиями" (ши (2)), автономность сущностного единства каждого "имени" с обозначаемой "реалией", независимость разных атрибутов вещи друг от друга. Наиболее известные афоризмы данного направления - "белая лошадь не есть лошадь" (бай ма фэй ма лунь), "твердый и белый камень суть два камня". Слово "лошадь" определялось как "предопределенная (телесная) форма" (мин син, см. Син (2)), "белая" - как "предопределенный цвет" (мин сэ); т.к. "имеющее предопределенный цвет не есть предопределенная форма", то "белая лошадь не есть лошадь". Подобным образом поскольку твердость не определяется на взгляд, а белизна - на ощупь, то это разные, автономно существующие реалии.
Т.о., обе школы гипостазировали соответственно тождество и различия в сущем. Разрабатываемая М.ц. проблематика после 3 в. до н.э. уходит из поля зрения кит. ученых. Интерес к ней возрождается в кон. 19 - нач. 20 в., когда в Китае начинают знакомиться с зап. формальной логикой, к-рую первое время по аналогии с учением М.ц. называли "учением об именах" (мин сюэ).
**Быков Ф.С. Зарождение политич. и филос. мысли в Китае. М., 1966 (по Указателю); Титаренко М.Л. Древнекит. философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985 (по Указателю). См. также лит-ру к ст. Хуэй Ши, Гунсунь Лун.
По материалам Пан Пу

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 867
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “СЮНЬ-ЦЗЫ”
  • “ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ”
  • “ЧЖУАН-ЦЗЫ”
  • вэнь-цзы
  • гуан хун мин цзи
  • гуань инь-цзы
  • ГУНСУНЬ ЛУН
  • дэн си-цзы
  • мин сян цзи
  • МИН ЦЗЯ
  • мин цзя
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • мо-цзы. филос. трактат
  • сун-инь школа
  • Сун-мин-шу
  • СЮНЬ ЦЗЫ
  • сюнь-цзы
  • СЮНЬ-ЦЗЫ
  • Сюнь-Цзы
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • хань фэй-цзы
  • ХО ШИ МИН
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • хун мин цзи
  • хуэй-цзы
  • цзы сы - мэн-цзы школа
  • ЧЖУАН-ЦЗЫ
  • ЧЖУАН-ЦЗЫ, Чжуан Чжоу
  • школа имен
  • школа инь ян



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь