Адам


Адам
(древнеевр. Adam, греч. ????, лат. Adam) — библ. имя первого человека. Вероятно, этимологически имя А. связано с древнеевр. словом ‘adamah — земля. В древнеевр. тексте ВЗ слово ‘adam означает весь человеч. род, человека вообще или персонифицированного первого человека, причем последнее значение — не самое употребительное. Уже описание сотворения человека (Быт 1, 26) допускает как личностную, так и собирательную трактовку этого слова. В качестве прародителя А. упоминается в Быт 4, 1.25; 5, 1–5; 1 Пар 1, 1; Прем 10, 1–2; Тов 8, 6. Грехопадение А. и Евы и их изгнание из рая (Быт 3) отразилось на судьбе всего человечества (первородный грех).
В НЗ А. показан как родоначальник человеч. семьи (1 Тим 2, 13–14); в сопоставлении с Христом как с Новым Адамом — родоначальником тех, кто возрожден через веру в Него (Рим 5, 12–21; 1 Кор 15, 22.45–49), А. выступает как символ грешного, смертного человечества, нуждающегося в благодати и спасении. Перевод н.-з. фрагмента о необходимости облечься в «нового человека» (ср. Кол 3, 9–10) допускает использование в этом случае имени А. Параллель А.-Христос была развита Иринеем Лионским и др. Отцами Церкви. В Зап. Церкви почитание А. не получило распространения; его имя не упоминается ни в Римском мартирологе, ни в литург. книгах. В Русской Правосл. Церкви А. почитается (вместе с др. в.-з. праведниками) в воскресенье перед праздником Рождества.
Иконография. Самые ранние изображения А. и Евы (как правило, иллюстрирующие сюжет первородного греха и его последствий) встречаются в настенной живописи IV в. в рим. катакомбах и на саркофагах. Чаще всего это симметричные композиции, в которых А. и Ева обращены друг к другу и разделены деревом, по которому вьется змей; нередко в руках А. — яблоко, иногда — виноградная гроздь. Другие композиции представляют А. и Еву стоящими перед Христом или работающими в поле. В VI в. появляются изображения ангела, изгоняющего А. и Еву из рая.
В готическом искусстве тема прародителей исчезает, а в эпоху Возрождения вновь возникает, причем в необыкновенно яркой форме (Сотворение Адама кисти Микеланджело в Сикстинской капелле; фреска Изгнание из рая работы Мазаччо в капелле Бранкаччи во Флоренции).
В иконографических сценах Воскресения и, особенно, Сошествия во ад (икона XIV в., ГРМ, С.-Петербург; икона Дионисия с учениками, 1502, там же; миниатюры XV в., Библиотека Палатина, Парма) Христос выводит А. и Еву из преисподней, что служит символом искупления всего человечества и предзнаменованием грядущего воскресения мертвых; в эсхатологической перспективе А. и Ева предстают находящимися возле Христа (Страшный суд, XV в., ГТГ, Москва). В Центр. и Сев. Европе (XV–XVII вв.) тема А. и Евы также вдохновляла многих живописцев (Я. ван Эйк, Л. Кранах Старший, А. Дюрер и др.).
Лит-ра: Childs B.S. Adam // The Interpreter’s Dictionary of the Bible. NY., 1962, vol. 1, p. 42–44; Brandenburger E. Adam und Christus. Neukirchen–Vluyn, 1962; Scroggs R. The Last Adam: A Study in Pauline Anthropology. Ox., 1966; EK 1, 67–70; Bertrand D. La vie grecque d’Adam et йve. P., 1987; Stone M.E. A History of the Literature of Adam and Eve. Atlanta, 1992.

К. Войцель

Католическая энциклопедия. . 2011.


Синонимы:
    имя, первочеловек


Просмотров: 1290
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Католическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • БДИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • биотип человека
  • восприятие человека человеком
  • Гендер как культурный символ
  • ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА
  • ЗНАЧЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ТРАНСКУЛЬТУРНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • информационное поле рабочего места человека-оператора
  • конституция человека
  • Конституция человека
  • МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • МОТОРНОЕ ПОЛЕ РАБОЧЕГО МЕСТА ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • надежность человека-оператора
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • онтогенез человека
  • ориентирование человека
  • отказ человека-оператора
  • ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • Права человека женщин
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • тест рисунка человека
  • тип человека современного
  • Ум первобытного человека
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь