Капитализм


Капитализм
социально-эконом. система, осн. на крупном товарном производстве, частном предпринимательстве, свободной конкуренции производителей. При К. эконом. деятельность регулируется соотношением спроса и предложения на рынке, средства производства (капитал) находятся в частной собственности, прибыль от их использования получают их владельцы, которые частично снова вкладывают ее в производство с целью получения новой прибыли. Для К. характерно расслоение об-ва на собственников капитала (буржуазию), контролирующих производство, и лишенных капитала наемных работников (пролетариат), занимающих подчиненное положение.
К. появился в Зап. Европе в Новое время. Причинами возникновения и распространения К. стали открытие новых континентов, давшее европейцам неограниченный простор для новых инициатив, механизация труда, повысившая его производительность и в то же время увеличившая стоимость средств производства. Вслед за М. Вебером мн. исследователи указывают на благоприятную для развития К. роль протестантизма. Согласно этой теории, лютеранство, рассматривающее профессиональную деятельность как призвание от Бога, а также кальвинизм, согласно которому суровый аскетизм в повседневной жизни и удача в делах является знаками избранности к спасению, повлияли на формирование особого психологического типа человека — собранного, методичного, планомерно и рационально направляющего все свои силы на достижение успеха в материальной сфере. Именно этот человеч. тип сыграл большую роль в ранней фазе развития К. Важным фактором развития К. также явилась ликвидация мн. сословных и др. привилегий правового, имущественного и налогового характера в результате ряда реформ и революций XVII–XIX вв., в частности Французской революции 1789–99.
Осн. принципы экономики К. сформулированы в работах А. Смита и др. представителей классической политической экономии. Эти авторы считали эконом. систему, осн. на свободном предпринимательстве, единственно соответствующей природе человека и об-ва. Один из гл. постулатов этого направления состоял в том, что преследование каждым человеком своего интереса автоматически ведет к возрастанию богатства всего об-ва. Эта предпосылка индивидуалистического характера (индивидуализм) лежала в основе теории и практики эконом. либерализма, согласно которому единственным регулятором промышленного развития должны быть рыночные механизмы, а деятельность профсоюзов и гос. вмешательство в хозяйственную жизнь тормозят его.
Развитие К. показало, что эконом. либерализм, решая одни проблемы, создает множество других, и притом трудноразрешимых. Неконтролируемый нелинейный рост эконом. производства при К. сопровождался периодическими кризисами перепроизводства, вызывавшими разорение большого числа людей. Сосредоточение капитала в руках меньшинства населения и избыток рабочей силы приводили к жестокой эксплуатации пролетариата и его обнищанию, а в результате — к классовым конфликтам, впоследствии дополненным противоречиями между богатыми и бедными странами. Либеральный К. вызвал и экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Наконец, стремление капиталистов к увеличению прибыли привело к созданию крупными корпорациями монополий, разрушавших свободную конкуренцию, т.е. основу рыночной экономики. Последствия либерализма вызвали критику К. социалистическими течениями (в т.ч. марксизмом), выступавшими за отмену частной собственности и национализацию экономики, что было произведено в XX в. в ряде стран, начиная с советской России. Однако ист. опыт этих стран, закончившийся крушением мировой социалистической системы в кон. 1980-х — нач. 1990-х, показал, что гос. плановая экономика менее эффективна, чем К., и также часто приводит к жестокой эксплуатации трудящихся и их обнищанию.
Характер К. в течение XX в. существенно изменился по сравнению с первоначальной либеральной моделью. Для совр. К. в той или иной степени характерны соучастие мн. лиц в управлении предприятиями через акционирование, повышение роли менеджеров по сравнению с собственниками, активное вмешательство профсоюзов при определении зарплаты, условий труда и т.д., элементы макроэконом. регулирования хозяйственной деятельности, гос. гарантии социальных прав граждан, антимонопольное и экологическое законодательство. Поэтому совр. К., сочетающий рыночные механизмы с гос. и профсоюзным регулированием, часто называется смешанной экономикой.
Тяжелые социальные последствия К. находятся в фокусе внимания Католической Церкви начиная с энц. Rerum novarum (1891) Папы Льва XIII, которая во многом явилась итогом деятельности катол. рабочих объединений и дала важный импульс их дальнейшему развитию. Церковь осуждает либерализм, считая, что эконом. система не должна углублять существующее неравенство, что принципы максимальной прибыли и свободы конкуренции не могут быть абсолютными законами для экономики, но должны быть подчинены требованиям социальной справедливости и что право частной собственности ограничено требованиями нравственного характера, в частности, обязанностью использовать ее на общее благо. При этом Церковь отвергает социалистические методы решения проблемы и защищает принцип частной собственности как происходящий из человеч. природы и побуждающий человека к ответственности за свои действия. Обществ. классы не являются природными антагонистами и нуждаются друг в друге: «Ни капитал не может существовать без труда, ни труд без капитала» (Rerum novarum, 15), поэтому необходимо, чтобы рабочие и предприниматели искали формы справедливого соглашения друг с другом. Рабочие имеют право объединяться с целью защиты своих интересов перед предпринимателями, и гос-во должно гарантировать это право.
Наиболее полно отношение Церкви к К. выражено в энцикликах Папы Иоанна Павла II. Энц. Laborem exercens (1981) опубликована в то время, когда профсоюзное движение «Солидарность», поддержанное Папой, боролось за права рабочих в социалистической Польше. В этой энц. развита критика К. с позиции персонализма, в частности, заявлен принцип первенства труда по отношению к капиталу: капитал является плодом человеч. труда и должен быть подчинен человеку, являющемуся субъектом труда и конечной целью производства. Первоначальный К. ошибочно рассматривал человека как средство производства, а не как субъекта и цель труда, и любое об-во, где подобная ошибка повторяется, может быть названо капиталистическим. Сама по себе отмена частной собственности и национализация средств производства еще не решает проблемы их обращения на благо всех, т.к. не только частные собственники, но и гос. управляющие могут использовать средства производства вопреки правам человека. Тем самым Иоанн Павел II фактически оценил социализм советского образца как форму гос. К. и распространил на него персоналистические принципы церк. критики К.
В энц. Centesimus annus (1991), написанной в эпоху крушения социалистической системы, внимание во многом сосредоточено на критике совр. К. как об-ва потребления (консумеризм). Идеологическая защита К. опасна тем, что внушает веру в решение всех человеч. проблем путем свободного развития рынка и тем самым сводит цели существования человека к сфере экономики и удовлетворения материальных нужд. В энц. рассмотрен вопрос, является ли К. единственной альтернативой для бывших социалистических стран. Ответ на этот вопрос, подчеркивает Папа, зависит от того, что подразумевается под К. Если имеется в виду эконом. система, признающая положительные ценности инициативы, труда, рынка, частной собственности и вытекающей из нее ответственности, ответ положителен, хотя было бы лучше называть эту систему не К., а более нейтрально — рыночной или свободной экономикой. Если же под К. подразумевается система, в которой эконом. свобода не вписана в юридический контекст, ставящий ее на службу целостной человеч. свободе, включающей прежде всего этическое и рел. измерение, то ответ может быть только отрицательным.
Т.о., в своей оценке К. Церковь различает социально ориентированную рыночную экономику, действующую внутри юридических норм в соответствии с этическими ценностями, от эконом. системы, вдохновляемой исключительно прибылью и равнодушной к требованиям справедливости и человеч. солидарности.
Лит-ра: Зомбарт В. Современный капитализм. М., 1939. 3 т.; Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Он же. Избранные произведения. М., 1990, с. 43–271; Шумпетер Й. Капитализм, социализм, демократия. М., 1995; Нейхауз Р. Бизнес и Евангелие. Познань–М., 1994; Хёффнер Й. Христианское социальное учение. М., 2001, с. 129–236; Tawney R. Religion and the Rise of Capitalism. NY., 1958; Rostow W.W. The Stages of Economic Growth. C., 1960; Neil-Breuning O. von. Kapitalismus kritisch betrachtet. Fr.–Basel–W., 1974; Benne R. The Ethics of Democratic Capitalism. Philadelphia, 1981; Koslowski P. Ethik des Kapitalismus. T., 1982; Kuppler B. Kapital im Wandel. Baden-Baden, 1988; DЪlken C. Katholische Sozialtheorie und Neoliberalismus. T., 1992.

А. Горелов

Католическая энциклопедия. . 2011.


Синонимы:
    госкапитализм, господин купон, общество благоденствия, общество равных возможностей, свободное общество, свободный мир, формация


Антонимы:
  • коммунизм


Просмотров: 962
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Католическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • "ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ДЕКЛАРАЦИЯ СОВЕЩАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
  • Дискриминация в сфере труда
  • Дискриминация на рынке труда
  • знание-как и знание-что
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Как делать вещи при помощи слов
  • ОБОБЩЕСТВЛЕНИЕ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА
  • ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ОПЕРАТОРА
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • Оценка труда работника (для установления заработной платы) (job evaluation)
  • ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
  • ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА
  • СРЕДСТВА ТРУДА
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • ЭКОНОМИКА ТРУДА
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь