Ад


Ад
местопребывание и состояние умерших грешников. Слово «ад» (греч. ????, ?????, от ????? — Аид, позже — также «подземное царство»), вероятно, изначально означает «темный»; лат. infernus — «находящийся внизу» (т.е. «подземный»). В НЗ для А. нередко используется слово геенна.
В Библии. Учение об А. восходит к древнеевр. понятию, seol (преисподняя). Это темная бездонная пещера, куда сходят все люди после смерти (Быт 37, 35; Втор 32, 22; Пс 88, 7; Иез 32, 23). Об этой бездне говорится как о «ненасытной» (Притч 30, 16). По мере развития представлений о посмертном воздаянии, зависящем от того, как человек прожил свою жизнь, появляются типичные образы, обещающие вечное наказание отступающим от Бога, — огонь и черви, постоянно пожирающие их (Ис 66, 24). В Дан 12, 2 говорится о предстоящем воскресении праведников для вечной жизни, а грешников — для вечного наказания. Тема А. как места наказания грешников развивается в Ис 33, 14–16 и Мал 4, 1–3. Иисус Христос говорит об А. как о месте вечного осуждения, приготовленном для дьявола и ангелов его (Мф 25, 41), а также и для всех тех, кто отвергает данное им Богом спасение. В А. горит вечный огонь, царит тьма, плач и скрежет зубов (Мф 13, 42.50; 25, 30). Ап. Павел говорит о посмертном наказании в терминах вечной погибели (2 Фес 1, 9) и отлучения от Царства Божия (1 Кор 6, 9–10; Еф 5, 5). В Откр 20, 10 и 21, 8 А. описывается как горящее серное озеро.
Учение Церкви и богословие. Церковь неоднократно утверждала реальность А. как вечного наказания за совершенное в жизни зло (DH 72, 76, 801, 1351). Ориген изложил (возможно, как гипотезу) альтернативное учение об апокатастасисе («восстановлении») — спасении всех, даже грешных, душ, хотя последним предстоит пройти очищение огнем, о котором говорит Писание. Это учение, нашедшее определенное одобрение у некоторых Отцов Церкви (напр., у Григория Нисского), все же не было принято Церковью. Различают два рода наказаний в А. — вечная утрата возможности лицезрения Бога (poena damni) и чувственные страдания (poena sensus). Правосл. богословы, отвергая существование чистилища, полагают, что, хотя после смерти души праведников испытывают блаженство в раю, а души грешников — муки в А., вопрос об окончательной судьбе всех людей решит только Страшный суд. Согласно катол. вероучению, после смерти одни души попадают в рай, другие перед этим должны пройти определенные испытания в чистилище, а третьи сразу после смерти, еще до Страшного суда, отправляются в А. Такое определение принято II Лионским и Ферраро-Флорентийским соборами (DH 858, 1306). В Катехизисе Католической Церкви написано: «Церковное учение утверждает, что ад существует и что он вечен. Души тех, кто умирает в состоянии смертного греха, после смерти немедленно нисходят в ад, где претерпевают адские муки, огонь вечный. Главная адская мука состоит в вечной разлуке с Богом, тогда как в Нем Одном может человек иметь жизнь и счастье, для которых сотворен и к которым стремится» (п. 1035).
А. — состояние после смерти, не желаемое Богом, а вызванное человеком. А. — утрата общения с Богом и Его спасительным действием, вечное «неосуществление» человека, ставшее необратимым. Возможность этого вечного «неосуществления» основана на свободе человека принимать решение относительно самого себя; в условиях этой свободы человек может отречься от Бога. Не случайно Иисус Христос, говоря об этом, пользуется суровыми, даже пугающими (хоть и традиционными) образами.
Иконография. Первые изображения А. связаны с двумя сюжетами: сошествием в А. Христа, освобождающего из него Адама, Еву и в.-з. праведников, и притчей о богаче и Лазаре (Лк 16, 19–31). Позже появляются изображения Страшного суда (нередко на зап. стенах храмов), часть которых занимает А.: демоны, наказывающие грешников, разделенных по типам грехов. Другие сюжеты — огонь, пылающий между скал или в печах; ворота; крепость; пожирающие грешников громадный червь, змей, гигантская пасть или голова сатаны. В позднем Средневековье грешников нередко представляли в одеяниях королей, князей, ростовщиков и т.д., изображаемые наказания стали более изощренными. В эпоху Возрождения в Италии заметно влияние Данте (напр. у Джотто, Микеланджело). Для североевроп. изображений были характерны гротеск, хаотические расположения фигур, апокалиптические пейзажи (Босх, Брейгель Старший). Связанные с А. мотивы в искусстве XIX–XX вв. носят скорее психологический характер (Роден, Мунк).
Лит-ра: Encyclopedia of Theology: The Concise Sacramentum Mundi / Ed. K. Rahner. NY., 1975, p. 602–604; Moser G. Die Botschaft von der Vollendung. DЯsseldorf, 1983; Balthasar H.U. von. Was dЯrfen wir hoffen? Einsiedeln, 1986; Idem. Kleiner Diskurs Яber die HЪlle. Ostfildern, 1987; Vorgrimmler H. Geschichte der HЪlle. MЯ., 1993.

о. З. Кияс, А. Горелов

Католическая энциклопедия. . 2011.


Синонимы:
    абаддона, абаддонна, ад кромешный, аид, аментес, гадес, геенна, геенна огненная, дантов ад, мифологема, нарака, настраид, настранд, патала, пекло, подземное царство, преисподняя, светопреставление, тартар, тартарары, цава, царство плутона, царство теней, чистилище, эреб


Антонимы:
  • рай
  • ,
  • эдем


Просмотров: 1060
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Католическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Дети как свидетели
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • знание-как и знание-что
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • Озеро смерти
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • после этого значит по причине этого
  • представление как репрезентация
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей (cognitive interventions with older persons)
  • психическое как процесс
  • Психоз после травмы головы
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Состояние после сотрясения головного мозга
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь