Кант Иммануил


Кант Иммануил
(Kant) Иммануил — немецкий философ; род. 22.04.1724, Кёнигсберг (совр. Калининград, Россия), ум. 12.02.1804 там же.
Родился в небогатой семье, воспитывался в духе пиетизма. Окончив Кёнигсбергский ун-т, длительное время работал домашним учителем. В 1755 стал приват-доцентом, а в 1770 — ординарным профессором Кёнигсбергского ун-та, до 1796 оставался на этой должности.
Творчество К. распадается на два периода — т.н. «докритический», характеризующийся разработкой идей метафизики Г.В. Лейбница, Х. Вольфа и др., и «критический», характеризующийся попыткой переосмысления границ познания. К «докритическим» соч. относятся Allgemeine Naturgeschichte und Theorie des Himmels (Всеобщая естественная история и теория неба, 1755), Der einzig mЪgliche Beweisgrund zu einer Demonstration des Daseins Gottes (Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога, 1763) и др. В число осн. соч. «критического» периода входят Kritik der reinen Vernunft (Критика чистого разума, 1781), Kritik der praktischen Vernunft (Критика практического разума, 1788), Kritik der Urteilskraft (Критика способности суждения, 1790), Die Religion innerhalb der Grenzen der bloІen Vernunft (Религия в пределах только разума, 1793).
Осн. цель зрелого творчества К. — найти «средний путь» между догматизмом, основанным на использовании метафиз. понятий неясного происхождения, и скептицизмом, отрицающим всякую возможность познания вообще, а также между сенсуализмом, опирающимся исключительно на чувственный опыт и принижающим способности разума, и догм. рационализмом, игнорирующим опытное знание. Средством для достижения данной цели является установление четких границ познания, причем К. желает при этом не только обнаружить необходимые и всеобщие начала наук, но и «ограничить знание, чтобы освободить место вере» там, где достоверное теор. знание невозможно.
С точки зрения К., у человека имеются два источника познания: чувства и рассудок. Посредством чувств предметы воспринимаются человеком; посредством рассудка они мыслятся. Знание возникает только из их соединения: «мысли без содержания пусты, а чувственные созерцания без понятий слепы».
Всякое познание начинается с опыта, но существует априорное знание, независимое от опыта и от всех чувственных впечатлений. Именно априорное, доопытное знание необходимо человеку для разрешения таких проблем, как существование Бога, наличие свободы воли и бессмертия души. Традиционная метафизика в решении этих проблем не удовлетворяла К. в силу того, что мн. ее положения он считал недостаточно обоснованными. В связи с этим К. видел необходимость науки, определяющей возможность, исходные принципы и объем всех априорных знаний.
К. отказался от идеи о том, что все наши знания должны сообразовываться с предметами, данными в чувственном опыте — в этом случае, на его взгляд, невозможно объяснить наличие априорного доопытного знания. К. полагает, что не знание согласуется с предметами, а предметы неким образом согласуются с нашим априорным знанием о них: «A priori мы познаем о вещах лишь то, что вложено в них нами самими». Т.о., основанием априорного знания становится не чувственно воспринимаемый или мыслимый объект, а сам мыслящий и чувствующий субъект — в этом содержание т.н. «коперниковского переворота», произведенного К. в философии.
Такая позиция неизбежно привела К. к учению о том, что человек познает не вещь в себе (Ding an sich), а только «вещь для нас» (Ding fur uns) — реальность, поскольку она дана в чувственном опыте. Т.о., разум не в состоянии познавать чистые умопостигаемые предметы (noumena); его сфера ограничена только предметами возможного опыта (phaenomena).
В результате К. пришел к отрицанию самой возможности метафизики как надэмпирического знания о существовании Бога, свободе воли и бессмертии души: все эти предметы суть noumena, а потому не могут служить объектом опыта и не даны a priori. К. не отрицал, что они могут существовать в объективной реальности, однако указывал, что обоснование объективного существования Бога, свободы и бессмертия души следует искать не в области теор. знания, а в области знания практического. Так, свобода воли, хотя ее существование и не доказывается чистым теор. разумом, существует, поскольку она есть условие всеобщего морального закона (категорический императив), который дан человеку благодаря практич. применению разума. Свобода есть ratio essendi (основа существования) морального закона, а моральный закон есть ratio cognoscendi (основание познания) свободы. Сходным образом постулатами практич. разума являются бессмертие души и существование Бога, поскольку только при их наличии человек в полной мере способен осуществлять высшее возможное в мире благо (потому что, во-первых, для этого необходимо «содействие с волей святого и благого Творца мира», а во-вторых — неограниченная во времени жизнь души).
Религия, согласно К., есть «познание всех обязанностей как Божественных заповедей, не как санкций, т.е. произвольных, самих по себе случайных повелений чужой воли, а как неотъемлемых законов каждой свободной воли». Т.о., религию К. принимает лишь постольку, поскольку она санкционирует и обосновывает моральный закон. Сводя религию к морали (в чем нельзя не заметить влияния пиетистского воспитания), К. указывает, что вся рел. активность («религия в пределах только разума») должна состоять в исполнении морального закона, а то, что выходит за эти рамки (молитвы, богослужение, богословие Откровения и т.д.), рассматривается К. как «суеверие» и «клерикализм». В этом отношении К. — сын эпохи Просвещения (которую сам он считал временем, когда человек имеет мужество пользоваться собственным разумом без оглядки на традицию и авторитеты). Книга К. Религия в пределах только разума вызвала возмущение протест. богословов и была запрещена, а К. дал письменное обещание королю Пруссии Фридриху Вильгельму II впредь воздерживаться от высказываний по вопросам религии. К. посчитал себя свободным от этого обещания после смерти короля в 1797. Идеи К. относительно религии стали одним из источников либеральной теологии XIX в.
Соч.: Gesammelte Schriften. B., 1902–42. 22 Bd.; Werke / Hrsg. E. Cassirer. B., 1912–18. 11 Bd.; Собрание сочинений в восьми томах. М., 1996.
Лит-ра: Нарский И.С. Кант. М., 1976; Гулыга А. Кант. М., 1991; Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1999; Hasenfuss J. Die Grundlagen der Religion bei Kant. WЯ., 1927; Vanni Rovighi S. Introduzione allo studio di Kant. Mi., 1951; Schultz W. Kant als Philosoph des Protestantismus. H., 1961; LamacchУa A. La filosofia della religione in Kant. Manduria, 1969; Wood A.W. Kant’s Moral Religion. Ithaca (NY.), 1970; Jaspers K. Kant: Leben, Werk, Wirkung. MЯ., 1975; Strawson P.F. The Bounds of Sense: An Essay on Kant’s «Critique of Pure Reason». L., 1975; Mancini I. Kant e la teologia. Assisi, 1975; Winner R. Kant’s kritische Religionsphilosophie. B., 1990.

А. Апполонов

Католическая энциклопедия. . 2011.


Просмотров: 1161
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Католическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • "КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА"
  • List der Vernunft
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА”
  • “КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА»
  • «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • знание-как и знание-что
  • ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • идеи чистого разума
  • Кант Иммануил / Kant, Immanuel
  • красота как методологический принцип познания
  • Критика научного разума
  • Критика практического разума
  • КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА
  • Критика чистого разума
  • КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА
  • Плюрализм как модель познания
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь