ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ


ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ
    «ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ» (7? ??? ???8???? ?????), восстанавливаемое по цитатам из позднейших авторов собрание гексаметров (ок. 350 строк по современным изданиям, разделенные на 190 фрагментов), возникшее в кон. 2 в. н. э.; отражает среднеплатонические представления о божестве и структуре универсума с сильной гностической окраской, отмеченные влиянием восточной теургии и магии. Из философов того времени наиболее близок «X. О.» Нумений Апамейский.
    Во главе иерархии универсума - отец (или отчая монада, ????? ???????, отчее начало, надмирная отчая бездна, а также отчий, или первый ум и т. п.) трансцендентный миру, погруженный в безмолвие и невыразимый, иногда описываемый как невещественный тонкий огонь. Отец вместе с мощью и умом (каковой есть второй ум, а также Геката, объединяющая отца и его мощь, демиург и мировая душа) составляет триаду умопостигаемого мира: в ней - засевы всех вещей, и ее отблески - во всех мирах. Затем -боги, находящиеся выше небесных сфер (??????): передающие волю отцаИинги, уподобители и хранители, или стражи; и находящиеся на них (???????). Человеческая душа, искра небесного огня, по своеволию низвергается в здешний мир и облекается телом. Но если ей удается очиститься, она избегает неразумия рока, вновь восходит в мир горний и возвращается к Отцу.
    Начиная с Ямвлиха «X. О.» становятся одним из священных текстов школьного платонизма в Сирийской, Пергамской и Афинской школах, чтение которого наряду с орфическими теогониями завершало курс платоновской философии. Совмещение содержащихся в «X. О.» среднепла-тонических элементов с платонизмом плотиновской и постплотиновской разработки составляло одну из существенных проблем в освоении этого текста; однако потребность в священном тексте, обострившаяся в платонизме, оценившем к кон. 3 в. значение христианства и роль Священного Писания, заставляла находить решения.
    Авторы, наиболее отмеченные влиянием оракулов, - Порфирий, Ямв-лих, Арнобий, Марий Викторин, Синесий, Прокл, Дамаский, Михаил Пселл, Георгий Гемист Плифон.
    Соч. Порфирия «О философии, почерпнутой из оракулов» (большинство фрагментов в «Приготовлении к Евангелию» Евсевия), показывающее необходимость почитать разного оракулы, содержало (Леви) или должно было бы содержать (Доддс) отсылки и к «X. О.», хотя у большинства исследователей (начиная с издателя фрагментов этого соч. Порфирия Вольфа в 1856) это вызывает сомнение. Но в его же «О нисхождении души» (множество цитат и ссылок прежде всего у Августина в кн. X «О граде Божием», гл. 9, 10, 16, 21, 26-29) уже, во всяком случае, обильно цитируются «X. О.» Порфирий объясняет роль халдейской теургии для очищения неразумной части души и восхождения ее к горнему миру до уровня звезд, более высокую роль отводя философии, единственно способной полностью очистить избранные души и возвести их к более высокому началу. Помимо этого Порфирию принадлежали «Комментарий на [оракулы] Юлиана Халдея» в 4 кн. (Suda, s. ?. ?????????), «Толкование [халдейских] Оракулов» (Jo. Lyd. 4, 540 и некая книга, которая толкует (etV ????? ???????) «Халдейские оракулы» (Aeneas. Theophr. 45, 4 Colonna), соотношение которых между собой и другими его соч. крайне проблематично. Через Порфирия «X. О.» знают латинские авторы (Арнобий, возможно, Лактанций, Марий Викторин, Августин) и Синесий.
    В отличие от Порфирия Ямвлих и вслед за ним Прокл, по замечанию Михаила Пселла, признают превосходство «X. О.» перед методами традиционной греческой философии. Ямвлиху принадлежало соч. о «X. О.». Дамаский (De princ. II 1, 1, p. 1, 8 Westerink и примеч. к этому месту: р. 215— 216) ссылается на 28-ю кн. его «Халдейской теологии». Однако в дошедших до нас его соч. - прежде всего в «Египетских мистериях» - мы находим только аллюзии к «X. О.» (сводка в изд. Des Places, p. 24-29).
    Прокл изучал тексты Порфирия и Ямвлиха, посвященные «X. О.» (Marin. V. Рг. 26), и сам написал к ним комментарий.
    Характер текста и, вероятно, историю создания «X. О.» на основе свидетельств Михаила Пселла, опиравшегося на Прокла (см. Appendice в изд. Des Places), можно представить так: Юлиан Халдей мог вопрошать самого Платона и фиксировать как оракулы платоновские речения, которые сходили с уст Юлиана сына, которого он использовал как медиума (А. Д. Саффре). Само появление этого текста в конце 2 в. свидетельствует о том, что язычники оценили значение Священного Писания христиан для построения истинного учения (ср. ?????? ????? Целъса) и таким экстравагантным образом обеспечили последующий платонизм «священным текстом».
    Фрагм.: Kroll W. De oraculis Chaldaicis. Breslau, 1894 (repr. Hldh., 1962); Oracles Chaldaique avec un choix de commentaires anciennes. Texte et. et trad, par Ed. Des Places, rev. et corrige par A. Segonds. P., 19963; MajercikR. The Chaldaean Oracles: Text, Translation and Commentary. Leiden, 1989.
    Лит.: Eclogae e Proclo de philosophia chaldaica. Ed. A. Jahn. Halle, 1891; Bidez J. Vie de Porphyre. Gand, 1913 (Hldh., 1964); Cumont F. Lux perpetua. P., 1949; Festugiure A.-J. Hermetisme et mystique paienne. P., 1967; Idem. La Revelation d'Hermes Trismegiste. P., 1953. Vol. III; Kroll G. De oraculis chaldaicis. Breslau, 1894 (Hldh., 1962); LewyH. Chaldaen Oracles and Theurgy. Le Caire, 1956, nouv. ed. par M. Tardieu. P., 1978; в этом нов. изд. Complements, среди которых: Dodds E. R. New Light on the «Chaldaean Oracles» и HadotP. Bilan et perspectives sur les «Oracles chaldaiques»; Theiler W. Die chaldaischen Orakel und die Hymnen des Synesios. Halle, 1942 (= Forschungen zum Neuplatonismus. В., 1966); Woodhouse G. M. Gemistos Plethon, The Last of the Hellenes. Oxf., 1986 (особ.: р. 48-61: The Chaldaen Oracles); Saffrey H. D. Les neoplatoniciens et les oracles chaldaiques, - REAug 27, 1981, p. 209-225 (= Idem. Recherches sur le neoplatonisme apres Plotin. P., 1990, p. 63-79); Idem. Nouveaux oracles chaldaiques dans les scholies du Paris. Gr. 1853, - RevPhil 43, 1969, p. 59-72 (= Idem. Recherches sur le neoplatonisme... p. 81-94); Hadot P. Theologie, exegese, revelation, ecritures, dans la philosophie grecque, - Les regles de l'interpretation. Ed. par M. Tardieu. P., 1987; Van Liefferinge C. La Theurgie, des Oracles Chaldaiques a Proclus. Liege, 1999; MajercikR. Chaldean Triads in Neoplatonic Exegesis: Some Reconciderations, -CQ 51, 1,2001, p. 265-296.
    Ю. А. ШИЧАЛИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.


Просмотров: 1611
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия





Другие новости по теме:

  • "ДРЕВО ПОРФИРИЯ"
  • Idem per idem
  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • “ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ВИКТОРИН МАРИЙ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Его Высокопреосвященство
  • Канон Священного Писания
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • МАРИЙ ВИКТОРИН
  • после этого значит по причине этого
  • роль и значение кельтской мифологии
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь