Психологическое здоровье младших школьников

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1311

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


«Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А.Сухомлинский
В современном мире важнейшим условием полноценного развития ребенка является сохранение и укрепление его психологического здоровья.
А что же такое психологическое здоровье?
Прежде всего это психические процессы и механизмы, но термин «психологическое здоровье», относится к личности в целом и находится в тесной связи с высшем проявлениями человеческого духа. Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Не мы извне задаем ей рамки, нормы, ориентиры, не мы ее оцениваем привычным образом: эта личность — развитая, эта — не очень, эта — на среднем уровне. Мы должны вооружать ребенка — в соответствии с его возрастом — средствами самопонимания, самоприятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.
По существу эту же мысль высказывает А.Ф. Лосев, говоря о том, что "личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и т. д., но вообще субъектом, который сам же себя соотносит со своим окружением" (А.Ф. Лосев, 1989).
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.
В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Почти во всех психологических словарях термин "психическое здоровье" отсутствует. Лишь в словаре под редакцией А. В. Петровского и М.Г. Ярошевского (1990) сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии. Психологическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта.
Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. Здоровье ребенка, пожалуй, одно из тех немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества, и индивида.
Анализ отечественной и зарубежной литературы о проблеме психического и психологического здоровья показывает, что в применяемом ранее и до настоящего времени понятие «психологическое здоровье» отражается чаще всего альтернатива состоянию психического нездоровья: это отсутствие выраженных психических расстройств; определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об «объективной реальности».
Главным приоритетом школы является укрепление здоровья обучающихся в адаптационный период. Психологическое сопровождение проводится на протяжении всего учебного года, в тесной взаимосвязи с родителями, педагогами, и узкими специалистами. Все эти специалисты заинтересованы в отслеживании процесса и результата собственной деятельностью, поскольку на основании получаемой информации принимаешь решения, менять подходы, привлекать новые ресурсы. То есть управлять ситуацией и собственной деятельностью.
Адаптацию в школе проходят все первоклассники. И чем лучше подготовлен к ней ребенок, тем меньшую психологическую и физическую нагрузку он испытывает. В этот период активизируется работа школьного психолога, которая основывается на использовании программ: «Школьный старт» (Т.В. Билова, М.Р. Битянова), «Все цвета кроме черного» (М.М. Безруких, А.Г. Макеева), «Я учусь владеть собой» (Н.П.Слободняк).
Основными формами деятельности являются:
1. Индивидуальный подход;
2. Игровые занятия;
3. Доброжелательная и дружелюбная атмосфера в классе;
4. Переживание успеха как радость;
5. Самостоятельная оценка своей работы;


Систематически в начальной школе проводится комплексная игра «Посвящение в первоклассники» где, происходит знакомство с каждым ребенком, узнают его интересы, личностные особенности. Устанавливается прочная связь между учителем и учениками.
Проводятся развивающие занятия такие как: «Лестница роста» которая помогает формировать у первоклассников психологический потенциал, обеспечивающий успешное продвижение ребенка в учебной деятельности, овладение новой социальной ролью ученика, адекватную самооценку, навыки регуляции поведения и самоконтроля, развивать мелкую моторику и коммуникативные умения;
«Бесценный дружеский союз» призвана сформировать у ребенка представления о дружбе как форме межличностных отношениях, развивать умение аргументировать свои ответы, способствовать развитию дружеских отношений между детьми в классе;
«Психологический КВН» необходим для развития навыков группового взаимодействия сплочение, формирование чувства команды, развитие умений конструктивно проявлять свои эмоции и чувства, развитие самовосприятия и принятие других, развитие творческих способностей.
Для сохранения психологического здоровья, особую роль играют тематические классные часы, такие как: «Я в школе», «Я и мое имя», «Наши эмоции», «Звездная страна», «Как лошадка Лу стала храброй», «Серебрины и Серебрята», «Настенькино Чудо», «Как Вася поссорился с творческим мышлением», «Про гусеничку Ду сю», «Сказка про обыкновенного мальчика, с которым произошла необыкновенная история», «Экология души», «Как не попасть в неприятную ситуацию», данные занятия способствуют знакомству и сплочению коллектива, закладывают нравственные ориентиры, стимулируют способность к размышлению, развивают ребенка относительно себя самого и эмоциональной регуляции поведения , предупреждают и снижают тревожность, повышают уверенность в себе.
За ошибки детей ни в коем случае нельзя ругать, но каждая ошибка должна быть разобрана с ребенком, чтобы он понял как сделать правильно.
Таким образом, современная школа должна всерьез и по-настоящему становиться не только местом, где детей обучают, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. Следовательно, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности.
Литература:
• Брут А. Психологическое здоровье нации.-nttp.//h.ua./story/17415/.
• Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей и подростков. – Екатеренбург, 2000г.
• Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах. – Волгоград, 2010г.
• Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- Москва, 2006 г.
Автор материала педагог-психолог: Кремнева Наталья Валерьевна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя
  • Кимнатный Александр Николаевич, Щемелева Светлана Дмитриевна. Пути сопровождения здоровья
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Яна Горбунова. Психологическое здоровье детей дошкольного возраста
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Бубнова Оксана Сергеевна Суркова Татьяна Александровна Краснокутская Светлана Петровна. Культурные практики сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников
  • Саватеева Светлана Павловна. Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ
  • Формирование отношения к здоровью как к ценности. Факторы, влияющие на здоровьесбережение на уроке
  • Хохлова Г.Т., Карасева Н.С.. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Раиса Алексеевна Демидова. Проект «Детский сад – территория здоровья»
  • Ильинская Диана Витальевна. Презентация «Современные здоровьесберегающие технологии»
  • Бакеева Альфия Анваровна. Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста 'Движение+Движение=Здоровье'
  • Егорова Людмила Александровна, Анохина Татьяна Александровна, Локтева Наталья Юрьевна, Цепилова Ирина Александровна, Халитова Альбина Фаритовна. Сохраним здоровье детям…
  • Потовая Елена Сергеевна. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ
  • Черняк Ирина Леонтьевна. Здоровье и сберегающие технологии в ДОУ
  • Мигалева Марина Владимировна. Статья 'Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье детей'
  • Татьяна Николаевна Щербакова. Семинар для воспитателей «Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками»
  • Шабловская Елена Викторовна. Опыт работы по формированию основ Валеологии у младших дошкольников
  • Пироженко Елена Ивановна. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Всем известно, всем понятно, Что здоровым быть приятно…»
  • Суслова Евгения Сергеевна. Бережем здоровье с детства
  • Селиванова Наталья Борисовна. Как сохранить психологическое здоровье в период карантина по кароновирусу.
  • Жанна Канануха. Использование здоровье сберегающих технологий в деятельности учителя-дефектолога
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Левченко Ольга Сергеевна. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ в контексте ФГТ
  • Чудакова Ольга Владимировна. Проект по здоровьесбережению 'Детский сад - территория здоровья'
  • Барабанова Ольга Николаевна Ярмаркина Ольга Анатольевна. Здоровый образ жизни в детском саду и дома
  • Вашумирская Севим Албенковна. Здоровьесберегающие технологии на занятии по изобразительной деятельности в детском саду
  • Данильченко Татьяна Григорьевна Жукова Вера Николаевна Свистунова Анна Николаевна. «Коррекционные технологии в педагогической практике, как эффективное средство в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Хахалкина Наталья Тимофеевна. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского сада и семьи
  • Васильева Александра. Консультация для родителей «Помогите ребенку расти здоровым!»
  • Юрьева Оксана. Оздоровительная работа с детьми в детском саду
  • Цыпкина Тамара Валентиновна. Презентация: Создание психологического комфорта в группах детского сада
  • Солейникова Любовь Васильевна и Устьянцева Нона Джемальевна. Устный журнал здоровья
  • Магомедова Калимат Гасановна. Проект в старшей группе: «Наше здоровье в наших руках!»
  • Воронистая Наталья Анатольевна. «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»
  • Савченко Л.А.. Современные здоровьесберегающие технологии
  • Мошкина Алевтина Николаевна. Проект «Дорога к здоровью»
  • Хасимова Рузиля Рамилевна. Использование подвижных игр в современном образовательном пространстве.
  • Митина Оксана Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по «Безопасности» Тема: «Моё здоровье-моё богатство»
  • Тарасова Ирина Владимировна. Статья «Неделя здоровья»
  • Галдаева Юлия Олеговна. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Людмила Николаевна Выжанова. Актуальной темой для разговора во все времена - это здоровье человека
  • Главный Редактор. Использование здоровьесберегающих технологий в средней группе (из опыта работы)
  • Алилуева Юлия Вячеславовна. Проект «Азбука здоровья»
  • Цветкова Евгения Сергеевна. Конспект познавательного занятия в старшей группе «Где прячется здоровье».
  • Данилова Инга Валерьевна. ПРОЕКТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ 'БУДЕМ ЗДОРОВЫ' (профилактика ОРЗ)
  • Сухачева Наталья Владимировна Рыбачевская Ольга Евгеньевна. «Партнерское взаимодействие педагогического коллектива и семьи воспитанников по сохранению и укреплению здоровья детей»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь