Сказка о рыбаке и рыбке. Стоит ли помогать семье которая ссорится?

Автор: Волохов Михаил Григорьевич   

Треугольник

У треугольника есть три функциональных узла. Они могут быть разными, но давайте возьмем весьма наглядную модель "Треугольник Карпмана", в которой Стефан Карпман раздал узлам роли "преследователя" "жертвы" и "спасателя".

Пример из жизни? - Пожалуйста.

Муж говорит жене, что она плохо готовит, жена звонит маме в обиде, мама успокаивает дочку.

Муж - преследует, мама (теща) - спасает. С женой все понятно.

Когда в следующий раз теща приезжает в гости, она (будучи наделенной функцией спасения) что делает? - правильно, отчитывает зятя. И вот у нас уже треугольник повернулся. Теперь теща (мама жены) - преследует, муж (зять) - стал жертвой, жена вмешивается и просит маму перестать (спасает мужа). Ничего не понимающая мама, которая вроде хотела только помочь, отстраняется, и пара продолжает свой танец "тяни-толкай": преследователь-жертва.

Самая незавидная роль - у спасателя. Ему(ей) обычно достается. Потому что муж с женой привыкают друг за дружкой бегать - то он ее преследует, то она его. А вот привлеченный снаружи "спасатель" как правило оказывается не более чем орудием в их игре. Какие бы высокие побуждения этим самым спасателем не двигали.

Законы треугольника: чтобы стать спасателем, надо стать преследователем. Как только стал преследователем, тут же найдется спасатель, который будет преследовать тебя. И вот ты уже - жертва. А поскольку тебе просить помощи не у кого (они-то семья, а тебя кто сюда звал?), то самое правильно - уйти. Парадокс: хотел помочь, а еще и досталось. И вроде все правильно ...

Сказка о рыбаке и рыбке

Содержание сказки: некий дед случайно ловит в море рыбку, готовую исполнить любое его желание. Желаний у него не оказывается, и он просто отпускает ее в море. Но решает рассказать об этом своей бабке. Далее по ходу повествования мы узнаем, что бабка эта - столь сварлива, что врагу не пожелаешь. И бабка постоянно заставляет деда все более глобальные вещи у рыбки выпрашивать. Пока в конце концов не оказывается что "палку перегнули", и рыбка возвращает все как было - бабка у разбитого корыта.

К сожалению, такие важные вещи, как Басни Крылова, сказки, в детском возрасте рассказывают. Когда у ребенка еще критическое мышление не особо развито. И поэтому их воспринимают, как просто истории из детства. В лучшем случае, используя расхожие фразы, задним числом (после того как уже все произошло, а не для того чтобы предупредить неудачу). Например: "что, опять у разбитого корыта?!"

Имеем три персонажа (разбитое корыто не в счет, хотя у него тоже есть важная роль, как показатель социальног статуса, успешности, и как мы увидим дальше - наказания).

Бабка. Обычно представляется как персонаж отрицательный. Все что мы про нее знаем в начале - что у нее корыто дырявое, что обычно воспринимается как показатель ее плохой хозяйственности (чье корыто - тот и дурак). Далее мы также видим у нее стремление к власти, жадность, и жуткий эгоизм (только о себе думает, дед при ней не более чем прислуга). Итого: бабка - преследователь (преследует деда, рыбку).

Дед. Простоватый мужичок. Предстает очень добрым (рыбку отпустил), и бесконфликтным (все что бабка говорит, делает). Так что дед - жертва.

Рыбка. Что тут скажешь. Чтобы бабка не гнобила деда, рыбка испоняет все ее пожелания. Рыбка деда - спасает.

А теперь смотрим под другим углом.

Диагнозы не ставим, но ситуацию оценить стараемся. Вроде корыто принадлежит бабе. Но починить его - по мужской части. Поэтому "разбитое корыто" - это косяк деда. И тогда, либо дед лентяй (что в сказку не вписывается, потому что дед постоянно туда-сюда ходит), либо дед бунтует, проявляя как может свое недовольство. Сюда же можем отнести и эпизод с отпусканием рыбки на волю. Как мы знаем, больше дед ничего не поймал, да и рыбка покамест попалась - он трижды невод закидывал. И пускай она говорящая, но бросив ее в море, дед лишил себя и бабу ужина. Судя по всему, ключевые слова тут - лишить ужина бабу. А ведь рыбка любое желание готова была исполнить. Можно ж было хоть ужин попросить?!

(А еще можно было себе другую, добрую, бабку попросить, но дед и это не делает. Но это немного другая тема, про "сценарии" - почему деду так важно было оставаться в роли страдальца.)

Дальше - интереснее. Дед рассказывает бабе что еды совсем нет, а волшебную рыбку с исполнением любых желаний он отпустил. Вы уже наверняка и сами догадались, что провокация была верная. Голодная бабка с трудным характером выходит из себя, и немедленно требует воспользоваться рыбкой. И теперь я скажу еще одну важную вещь. У деда было множество способов не просить у рыбки ничего, если бы он действительно этого хотел. Он мог сказать, что рыбка не приплыла, мог даже саму рыбку попросить не исполнять никаких желаний, а просто мило с ней пообщаться... А что мы видим?

Бабка преследует деда (и судя по их преклонному возрасту, уже давно). Дед ей мстит разными тихими способами (то корыто не починит, то без еды оставит). Такое у них взаимодействие. Они к нему привыкли, освоились, так и живут. Она на него накричит - он ей отомстит.

И вот к ним приходит рыбка в роли спасателя. Но будучи вовлечена в семейную систему дед-баба, она невзирая на все свои лучшие побуждения, всего лишь является орудием мести деда бабке. Потому что дед знал, что бабка начнет желать, и прекрасно догадывался чем это все закончится. Говорят, что чем выше залезешь, тем больнее падать. Для себя дед ничего не просил. Но когда бабка, ставшая на время "столбовой дворянкой", опять у разбитого корыта оказалась ... Так что дед жестоко отомстил.

Про рыбку мы больше ничего не знаем, но судя по всему, уплыла она куда-то обиженная, и больше с дедом и бабкой не пересекалась.

Мораль

Часто бывает, что друзья семьи, родственники, знакомые пытаются выступить в роли спасателей, когда в семье конфликт. И цель эта весьма похвальна, но только надо быть готовым, что:

а. Семья против вас сплочится (что впрочем для самой семьи будет наверное хорошо, но вас жалко)

б. Вас могут обвинить в самом конфликте (звучит нелепо, но сплошь и рядом - а чего полезли?)

в. Вы пройдете через все стадии от спасателя до жертвы, а семья так и останется там где была.

Хороший совет

Если же действительно хотите помочь, то самое правильное что вы можете сделать - это выступить в роли "жилетки", в которую можно поплакаться, выговориться (не забывайте - ваша роль именно выслушать, можно участливо кивать, но что делать - непонятно, только разводите руками!), после чего успокоившись вернуться к супругу.

 

* * * * * * *

 

PS - на всякий случай повторяю:

не забывайте - ваша роль именно выслушать, можно участливо кивать, но что делать - непонятно, только разводите руками! - даже если вам будет казаться что вы прекрасно знаете что надо делать!!!

Источник:
B17.ru
Просмотров: 1612
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном
  • Хлебова Вероника. А что у нас с сексом?
  • Борисов Д. Е. Вирус зависимости или что находится внутри драматического треугольника
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Молярук Александр. Банальный сценарий беспомощности. Вы все еще «играете» в Спасение?
  • Смелых Любовь. Как люди манипулируют друг другом: кто Преследователь, кто Жертва, кто Спасатель...
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Литвак М.Е. Игра «все из-за тебя»
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Пьер Николь. Вымогательство (рэкет) в сфере образования. Как защитить себя от вымогательства
  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства
  • Гуляева Инна «Треугольник Карпмана»: Тиран, Жертва и Спасатель
  • Как попробовать разгадать свой сценарий?
  • Нечестная игра как способ жизни
  • Кремнева Ася, Алтухова Наталья. Как переписать сценарий жизни? — 4 практические рекомендации
  • Хлебова Вероника. Как мы попадаем «в Жертву» и каковы ее любимые сценарии?
  • Форрест Линн. Три лица жертвы - Треугольник Карпмана
  • Дыбова Ирина. «Ловушка для спасателя». Обидная сторона заботы о наших близких
  • Хлебова Вероника. Почему так трудно ценить?
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Оксана Гринко. Как излечить Внутреннего Ребёнка?
  • Хлебова Вероника. Как вырастить внутреннего Взрослого
  • Бакулин С. П. Адекватность как путь к успеху
  • Перминова Н. А. Трансактный анализ, как метод психотерапии
  • Козлов Дмитрий. Как повысить продуктивность делового общения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь