Кузьмина Татьяна Александровна. Семинар-практикум для педагогов «Учим детей общаться»

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 2008

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросу развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Материалы: магнитофон с аудиозаписями, мягкое сердечко, тигр (маленькая игрушка), анкеты, ручки по количеству участников.

Количество участников: 10-12 человек.
Продолжительность: 30- 40 минут.

Ход семинара-практикума:

Ведущий: Уважаемые коллеги!
Я рада приветствовать Вас на нашей сегодняшней встрече.
А начать мне бы ее хотелось с высказывания известного французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери:

«Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения».

Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты. Коммуникация, общение – процесс социального взаимодействия, результатом которого является создание социальной общности при сохранении индивидуальности каждого участника; процесс созидания человеческих взаимоотношений.

Процесс общения будет наиболее гармоничным при наличии богатого арсенала социально приемлемых способов коммуникативного поведения, коммуникативных навыков у его участников. Среди таких навыков можно назвать: знакомство, завязывание контакта, рассказ о себе, слушание другого, задавание вопросов, комплимент, похвала, выражение критики приемлемым способом, обращение с просьбой, оказание помощи, выражение, сочувствия, умение договариваться и уговаривать и т.д. Все это должно подкрепляться развитием мимики, пантомимики, выразительности речи, чувствовать пространство другого, понимать информацию, переданную невербальным способом и т.д.

Чтобы развить у ребенка коммуникативные навыки помогут специальные игры и упражнения. Эти упражнения делятся на 6 групп:

1. «Я и мое тело».

Упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем свободнее и благополучнее он себя ощущает. Это упражнения развивающие пластику, снимающие мышечные зажимы, стимулирующие эмоциональное самовыражение. Сюда же входят ролевые игры (двигательное изображение какой-либо роли: «походи как лев, как котенок»).

2. «Я и мой язык».

Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения (беседа «Как можно общаться без слов», «Испорченный телефон»).

3. «Я и мои эмоции».

Игры и упражнения на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. («Пиктограммы», «Рисуем эмоции пальцами», беседы об эмоциях).

4. «Я и Я».

Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. («Портрет меня хорошего» для описания используются характеристики, черты, интересы и чувства, начинающиеся с местоимения «Я»).

5. «Я и моя семья».

Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи. (Рассматривание фотоальбома; рисунок «Семьи»).

6. «Я и другие».

Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу («Комплименты», «Назови ласково», «Связующая нить», «Сороконожка», проигрывание ситуаций и др.).

А сейчас предлагаю Вам немножко подвигаться и поиграть.

Игра «Сороконожка»
Давайте построимся в ряд, друг за другом, и каждый из Вас возьмет за пояс впереди стоящего игрока. Получилась вот такая замечательная сороконожка. Я буду ведущим, который будет давать «сороконожке» различные задания. Главная ваша задача – сохранить «сороконожку» в целостности. Готовы? Сейчас я включу веселую музыку и мы начнем.

Сороконожка двигается вперед;
Сороконожка поднимает все свои правые ножки;
Сороконожка прыгает;
Сороконожка садится на корточки;
Сороконожка встала и побежала;
Сороконожка поднимает все свои левые ножки.

Молодцы! Очень слажено у вас все получалось. Понравилась игра?
Эта игра способствует сплочению детского коллектива, учит детей взаимодействовать со сверстниками.

Игра «Комплименты»
Цель данной игры – помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими людьми.
Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…» И каждый из игроков, передавая сердечко по кругу, будет говорить своему соседу комплимент. Что вы почувствовали? Понравилось ли вам говорить комплименты? Замечательно!

Игра «Охота на тигров»
Цель игры: развитие коммуникативных навыков у детей.
Для этой игры нам понадобится маленькая игрушка (тигр). Выберем водящего. Остальные игроки находятся в кругу. Водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, игроки, находящиеся в кругу, передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, игрок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает руки вперед. Остальные дети делают точно также. Водящий должен найти тигра. Если он угадает, то водящим становится тот, у кого была игрушка. Молодцы!

Игра «Водокачка»
Цель: развитие чувствительности к воздействиям партнера, формирование синхронности и согласованности движений.
Стоя друг к другу лицом, взяться за руки. По очереди приседать, не размыкая рук.
Правило: помогать поддерживать друг друга.

Игра «Волны»
Цель: формирование чувства общности, продуктивных способов невербального взаимодействия.
Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке… «Но лучше всего купаться в море, потому что в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые и добрые! И они все похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы волны были ласковыми. После такой тренировки педагог предлагает детям по очереди «искупаться в море».
Дети встают в круг, в середине - купающийся. «Волны» по одному подбегают к нему и ласково «купают» его, совершая одинаковые движения.
Когда все волны погладят купальщика, он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий. Давайте и мы попробуем поиграть в эту замечательную игру?!

Анкета «Обратная связь»

Заполнение анкет:

Рефлексия впечатлений.
Что мне понравилось?
Какие игры я буду использовать в работе с детьми?
Мои пожелания.

Упражнение «Доброе тепло».

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и «передадим доброе тепло» наших рук друг другу! ( слегка пожимая руку соседа). Ведущий: Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи всем!



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Неретина Лариса Александровна. Конспект развивающего занятия «Школа радости»
  • Умения выполнять действия по аналогии, саморегуляция. ЗАНЯТИЕ 12
  • Кузьмина Татьяна Александровна. Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников "Готовимся к школе в игре"
  • Формирование положительного отношения к самому себе. ЗАНЯТИЕ 4
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Оксана Алексеевна Стариченко. Игры, направленные на снятие конфликтности у детей дошкольного возраста
  • Касимова Разиля Газизулловна. Игры, направленные на сплочение группы
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Поздеева Татьяна Сергеевна. Игры для агрессивных детей
  • Развитие языка жестов, мимики. ЗАНЯТИЕ 2
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Журавлева Марина Юрьевна. Занятие по созданию дружеской атмосферы - Девчонки + Мальчишки
  • Чиж Наталья Алексеевна. Снятие тревожности у дошкольников
  • Донских Татьяна Ивановна. Коммуникативная игра «Я по кругу погуляю»
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Золотова Наталья Викторовна. ИГРЫ НА СПЛОЧЕННОСТЬ, СОТРУДНИЧЕСТВО
  • Михелева Надежда Сергеевна. Русские народные игры для детей
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Матюшенко Мария Сергеевна. Тренинг «Навстречу друг к другу» (с родителями (законными представителями))
  • Ванцесова Светлана Евгеньевна. Конспект физкультурного занятия «Путешествие в страну Дружбы».
  • Ирина Дмитриевна Зырянова. Картотека игр с детьми, склонными к конфликтам
  • Антонова Светлана. Формирование коммуникативных умений дошкольников посредством игры
  • Кадочигова Алёна. Игры с песком – полезно и интересно!
  • Формирование самооценки и отношения к себе. ЗАНЯТИЕ 7
  • Пурыгина Ольга Юрьевна. Социометрическая игра-тест для педагогов «Дерево дружбы»
  • Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей
  • Игра «Социометрия».
  • Голубцова Марина Анатольевна. Игры с правилами в дошкольном возрасте
  • Формирование представления о себе. ЗАНЯТИЕ 6
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Умения снимать напряжение, умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Сенецкая Светлана Игоревна. Детские игры для знакомства и активации общения
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Шарунова Вера Евгеньевна. «Утро радостных встреч»
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Золотова Наталья Викторовна. ИГРЫ НА СПЛОЧЕННОСТЬ, СОТРУДНИЧЕСТВО
  • Ботвиньева Татьяна. Формирование вербальных коммуникативных навыков дошкольников с ТНР
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Упражнение для разминки, делающее межличностное взаимодействие более интенсивным «Охота на антилоп»
  • Практические занятия программы психокоррекционной помощи подросткам
  • Смирнова Наталья Васильевна, Громова Татьяна Владимировна. Летний экологический квест «Помоги вернуть лучики солнышку»
  • Исламгулова Венера Назировна. Дидактическая игра «Теремок для зверей»
  • Развитие временной ориентации. ЗАНЯТИЕ 18
  • Сорокина Ольга Борисовна. Сценарий детско-родительского социо-игрового досуга для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Федоры».
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Формирование самоиронии у ребенка. ЗАНЯТИЕ 5
  • Притча «Мудрый совет»
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь