Фролова Н.М., Верещагин (Лаво) К.А. На перекрестке эзотерики, психологии и духовных практик

Категория: Учения, Система Таро | Просмотров: 2837

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Мы задумали написать эту статью прежде всего для себя, для того чтобы собрать опыт и ответить себе на вопросы: каковы на данный момент сферы практического применения системы Таро и как можно понять систему Таро с позиции современных концепций сознания. Набросали план статьи, и он (план) развернулся на несколько страниц. По сути дела, на данный момент этот план стал некой предварительной статьей, обозначающей темы, которые предстоит обдумывать, обсуждать, описывать.

Введение

Как отмечают историки, карты Таро появились в Италии и изначально использовались для игры. Позднее их стали использовать как инструмент гадания. В наши дни карты Таро чаще всего связывают именно с предсказанием будущего. Однако Таро – это многофункциональный инструмент. И связано это с самой спецификой системы Таро, образно-символическим строем карт и теми «пространствами», которые стоят за картами.

Мы выделили три типа практик, в которых используется система Таро:

1) оккультно-эзотерические практики;

2) психологические практики;

3) духовные практики.

В данной статье мы попытаемся описать в общих чертах, как система Таро используется в различных практиках.

При описании и изучении любой системы, как правило, выделяют три основных аспекта самой системы: структурный (из каких элементов состоит), семантический (какие смыслы несут элементы системы) и функциональный (как система и ее элементы функционируют).

Таро – это система. Мы предполагаем, что через понимание того, как Таро используется (функционирует) в различных практиках, мы можем приблизиться к пониманию того, что собой представляет сама система Таро.

Перед тем, как перейти непосредственно к практикам, в которых используется система Таро, особо оговорим несколько ключевых моментов.

Карта и Аркан: в чем различие?

Мы разграничиваем два понятия: «карта» и «Аркан».

Аркан – это особое пространство сознания, часть нашей психики.

Карта – это средство, при помощи которого Аркан выражается символическим способом: картинкой, геометрическими фигурами, цветом, числом.

Карта – это элемент колоды. Аркан – это элемент системы. Арканы можно рассматривать как особые пространства. Карты – как двери и ключи, ведущие в эти пространства. Или как знаки, направляющие к этим пространствам.

Различные уровни прочтения Арканов

Активно практикующие тарологи (практики таро-консультирования) и «арканавты» (практики исследования Арканов) из собственного опыта знают, что Арканы Таро могут проявляться на следующих уровнях:

1. Телесный уровень.

2. Витальный уровень: общая энергия индивидуума, его витальность.

3. Эмоциональный уровень: эмоции, чувства, переживания.

4. Ментальный уровень: мысли, представления, фантазии, воображение, планирование.

5. Событийный уровень: поток событий, причинно-следственные связи.

6. Ценностный уровень: внутренние ценности, убеждения, верования, идеалы и принципы.

7. Экзистенциальный уровень: сущностные смыслы (смерть, вина, стыд, смысл жизни, свобода и т.п.).

8. Бытийный уровень: общие мировоззренческие понятия, космогонические представления, понятия пространства и времени.

9. Трансперсональный уровень: перинатальный, пренатальный, системный, родовой.

10. Трансцендентный уровень: глубокие мистические переживания.

Объяснение этому феномену надо искать в понимании общей структуры сознания и места Арканов в ней. Но именно эта особенность системы Арканов позволяет их использовать как в узкоспециализированных направлениях, так и в качестве интегрального инструмента.

I. Система Таро и оккультно-эзотерические практики

К оккультно-эзотерическим практикам, в которых используется система Таро, мы отнесли:

1. Изучение Арканов Таро как направление теоретического оккультизма.

2. Применение карт Таро в мантике.

3. Использование Таро в магии.

II. Система Таро в практике психологического консультирования

В последние 20 лет это направление использования системы Таро оказалось востребованным и потому активно разрабатываемым. Отечественные авторы-психологи, такие как Антонина Величко[1], Галина Бедненко[2], Алена Солодилова (Преображенская)[3], описали в своих книгах разнообразие собственного опыта использования Таро в психологическом консультировании.

Карты Таро могут быть применены для анализа личности по принципам проективных тестов, оказываются хорошим инструментом в таких методах, как арттерапия, сказкотерапия, психодрама, психосинтез, гештальттерапия, символдрама, эмоционально-образная терапия, архетипотерапия, трансперсональные методы (ребефинг), эриксоновский гипноз; сочетаются с методами НЛП; используются аналитическими психологами и т.д.

Карты Таро, представляя собой архетипические образы и символические глифы, позволяют соприкоснуться с глубинным неосознаваемым психическим материалом, «открывают дверь» к этому материалу и помогают его переработать соответствующим образом.

Возможность практического применения карт Таро в различных методах, работающих с разными уровнями сознания, является особенностью системы Таро, подчеркивающей ее универсальность, многоуровневость, сложность и простоту одновременно.

III. От психологии к духовным практикам

К духовным практикам мы относим:

1) практику медитативного погружения и проживания энергосостояний Арканов;

2) современные духовные расстановки с использование Арканов;

3) Магический Театр Арканов (В. Лебедько)[4].

Прежде чем перейти непосредственно к практикам, обозначим некоторые важные контексты.

Последовательность Старших Арканов как фазы развития сознания человека

Последовательность Старших Арканов Таро, по мнению оккультистов прошлого, представляет собой путь Посвящения, имеющий свои ступени. Первым эту мысль высказал Антуан Кур де Жаблен в 1781 году, приписав картам Таро древнеегипетское происхождение и назвав их «Царским Путем», то есть путем жреческого Посвящения. Идею о том, что последовательность Козырей (Старших Арканов) Таро представляет собой Путь Посвящения, развивали в той или иной форме в последующем Эттейла, Элифас Леви, Поль Кристиан, Ф. Барлет, Папюс, Освальд Вирт, а также С. Мазерс, А. Уэйт, А. Кроули.

С другой стороны, этапы развития сознания человека изучали и изучают представители науки. После открытия психиатром К.Г. Юнгом процесса индивидуации (взросления, становления и развития личности человека, достижения ею полноты и целостности) и после классических работ культурологов М. Элиаде, Дж. Кэмпбелла, многие специалисты заговорили о Пути Героя, пути развития человека, символически отраженном в мифах, преданиях и сказках разных народов.

Символизм Старших Арканов Таро и их последовательность также начали рассматриваться исследователями в контексте Пути Героя. Хайо Банцхаф в книге «Таро и путешествие героя» объединил идеи оккультистов о Посвящении с современными научными представлениями и интерпретировал последовательность Старших Арканов Таро как ряд сакральных символов, описывающих этапы пути духовного развития человека.

Психотерапия и духовные традиции и практики

Психотерапия и духовная традиция: что между ними общего и в чем различие? Это очень непростой вопрос. Где лежит граница между психикой и Духом? Есть ли она (граница) вообще? Что же все-таки такое душа? Как открыться Духу? Как соприкоснуться с Ним? Вопросов больше, чем ответов.

В сегодняшнем понимании этих сложнейших тем ведущие специалисты разных областей (философы, психиатры, психотерапевты, духовные учителя) сходятся во мнении, что, несмотря на значительные различия, у психотерапии и духовных практик есть много общих черт[5]. Так Робин Скиннер в статье «Психотерапия и духовная традиция»[6] четко обозначает сходства и отличия этих систем. Мы их перечислим в порядке и форме, предложенной Р. Скиннером.

Общие черты:

1. В обеих системах присутствует идея о том, что восприятие человека затуманено и искажено, что человек видит вещи не такими, каковы они есть, такими, какими хочет их видеть. В восточных учениях это идея покрывала Майи, в психотерапии – защиты: отрицание, проекции, идеализация, уход в фантазии.

2. В обоих случаях и духовный учитель и психотерапевт видят человека в состоянии разделенности, считают, что корни проблем уходят в эту разделенность и отсутствие целостности.

3. Познание себя, благодаря которому человек способен найти утраченные части самого себя и опять стать целостным, считается ключом ко вторичному открытию целостности, так, что он смог бы не оставаться разделенным на Я и Не-Я, не отождествлять себя с некоторыми частями своего существа и не отвергать другие, которые затем воспринимаются в отрицательной форме у окружающих людей.

4. В обоих процессах ожидается, что такое вторичное открытие и вторичное приятие окажутся болезненными, однако эти процессы считаются горьким лекарством, которое способно быть благотворным и привести к росту. Бессознательное становится сознательным, проекции уменьшаются, разрозненные части возвращаются к новому уровню приятия и единства. Как в духовных традициях, так и в психотерапии можно увидеть, что за этим более глубоким приятием самого себя и более глубокой объективностью следует более ясное восприятие мира и повышение способности понимания.

5. Оба процесса видят человека обладающим скрытыми ресурсами, которые без этого более глубокого познания себя и целостности остаются недостижимыми.

6. Большая часть боли и страдания человека в обоих процессах не считается необходимой, а является продуктом неведения и слепоты, заблуждения и усложненности, являющихся результатом внутреннего разделения. Поэтому (и в этом заключается все дело) отрицательные чувства, страдания и боль, по крайней мере те из них, которые не служат полезной цели, постепенно уменьшаются и исчезают как в курсе психотерапии, так и при следовании священной традиции.

7. Оба процесса требуют, чтобы ищущий находился в регулярном личном контакте с учителем, психотерапевтом, психоаналитиком или руководителем, который уже прошел через тот же самый процесс, обладает тем же опытом, т.е. кто увидел, понял и принял, по меньшей мере, некоторые аспекты самого себя, избавился от какой-то части собственной разорванности, заблуждений и искаженных восприятий, а потому, будучи способным воспринимать ищущего более объективно, мог бы помочь ему сделаться более объективным по отношению к самому себе.

Однако, несмотря на кажущееся совпадение этих направлений, между ними присутствуют принципиальные различия, и их следует понимать. Различия (которые, по выражению Р. Скиннера, «неизмеримо превышают сходство»):

1. Все священные традиции начинаются с идеи упорядоченной и разумной вселенной, где центральное место занимает идея иерархии, где каждый уровень связан с другим взаимной зависимостью. На этой шкале бытия место человека оказывается очень низким, хотя и строго определенным, а сам человек служит целям, превышающим его собственные и необходимым для всей структуры в целом.

2. В священных традициях предполагается, что человек имеет возможность выбора одной из двух целей, которым он может служить – Богу или кесарю; обыденному миру видимости или миру, как считают традиции, более реальному, скрытому за миром видимости: своим естественным влечениям и желаниям или внутреннему голосу, совести, которые могут вступить в противоречие. Традиции говорят, что для некоторых людей имеется возможность пробудиться по отношению к обыденной ситуации и усмотреть другую задачу, другую возможность, которую они могут выполнить, возможность освободиться до некоторой степени от слепоты и рабства повседневного существования. Для человека могут стать доступными более высокие энергии и более высокий разум, и они начинают изменять все цели и весь смысл его повседневной жизни. Человек еще служит кесарю, но и Богу, жизнь становится бесконечно богатым источником познания и опыта.

3. Психология и психотерапия ведут к укреплению и возрастанию нашего повседневного «я», делают его более действенным, более плодотворным, более приятным и менее противоречивым. Стремление к познанию другого уровня и начало понимания священных традиций начинается с разочарования в обычном «я», с разочарования в обычном знании, с поиска новых смыслов, иной сознательности, иной энергии. «Пробудившись, мы должны умереть, чтобы вновь родиться».

4. Священные традиции являются проявлением высшего уровня, о котором они нам говорят. И соприкосновение с этим уровнем может произойти только внутри самого человека.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Fr. ThAVVTh HAVR. Трактовка старших арканов Таро в примитивном стиле, группами
  • Происхождение Таро
  • Таро и Каббала
  • Лон Майло Дюкетт. Таро Тота: предварительные знания
  • Лон Майло Дюкетт. “Таро Тота” Алистера Кроули
  • Дьявол Таро
  • Лон Майло Дюкетт. Младшие Арканы Таро Тота
  • Лон Майло Дюкетт. Старшие арканы Таро Тота
  • Лон Майло Дюкетт. Младшие арканы Таро в системе Золотой Зари: структура и каббалистическая символика
  • Кэтлин Рейн. Йейтс, Таро и Золотая Заря
  • Hipparion. Старшие Арканы Таро Хайндля
  • Билл Хайдрик. Медитация на ТАРО B.O.T.A.
  • Банцхаф Хайо - Таро и путешествие героя. Мифологическая подоплека Старших Арканов
  • Пол Фостер Кейс. Введение в изучение Таро
  • Тогнетти Арлина, Ленард Лиза - Таро. The Complete Idiot's Guide to Tarot
  • Мэри Грир. Пикси Смит и ее колода Таро
  • Мэри Грир. Пикси Смит и ее колода Таро
  • Алехандро Ходоровски. Путь Таро
  • Таро Теней Брата Александра
  • Образ XV Аркана в различных системах Таро
  • Старберст. Магия как молоток
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Колесов Евгений. Врата в мир карт Ленорман
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • История создания и публикации колоды Тота Кроули
  • Лон Майло Дюкетт. Четыре Туза Таро Тота
  • Клаас Хоффман. Синтетическая проективная геометрия в картах Таро леди Фриды Харрис и в «Книге Закона» Алистера Кроули
  • Жерар Анкосс (Папюс)
  • Лон Майло Дюкетт. Числовые карты Таро Тота
  • Макс фон Гугенхайм - Все о картах Таро
  • Тытарь Е. Таро и феномен синхронности Юнга.
  • Лон Майло Дюкетт. Придворные карты Таро Тота
  • Еваника Данилкина. Архетипы в символике ТАРО
  • Определение своих личных карт в системе Таро – три способа Алистера Кроули
  • Симболон - элементы интерфейса астролога и психолога
  • Грир Мэри К. Карл Юнг и Таро.
  • Таро Брата Александра
  • Лон Майло Дюкетт. Тайны Розы и Креста
  • Котельникова Анна. Гармоники в предсказательных системах
  • Эльдемуров Феликс. Современная арканология как наука
  • Арканы Таро на Древе Сефирот. Практика применения схемы Древа Сефирот в Таро-консультировании.
  • Фролова Н. М. Из опыта работы с картами Симболон.
  • Хапаьнюковская Эльза. Национальные школы таро
  • Лон Майло Дюкетт. Эон Гора
  • Soror I.C., Soror N, Frater Marsyas. Первоначальные сведения по магии
  • Полунина Антонина Васильевна. Рейки: кто и как подпитывает Эгрегоры
  • Soror Dew. Sigillum Dei Aemeth или Ангельский шифр
  • Знакомство со своей Тенью
  • К чему снятся карты?
  • 9-я сефера, Йесод, (YSVD; «Основание») девятки в Таро



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь